Principles of Tantra by Shivaсhandra pp.200-209. Первоисточники Йоги. Принципы Тантры. Шивачандра

Стр 200 Вы скажете, что, вероятно, у них не было такого всеохватывающего видения, как у нас. Но здесь не может быть никакого «вероятно». Подобный скептицизм не был им свойственен. Несмотря на то, что мы с вами были рождены брахманами, ведем мы себя сейчас как Чандалы (1 Одна из низших каст) в дурной компании. И мы считаем, что склонять головы к стопам наших родителей унизительно. Но они были потомками Брахманов и сами Брахманы и потому скептический вопрос, приемлемый только для Чандалов, никогда у них не возникал. Как может быть ответ там, где нет вопроса?

Подобно тому, как люди безбоязненно входят во дворец своего Короля во время уплаты ежегодных налогов и ищут защиты, когда появляется неизбежная опасность, так же, когда возникали какие-либо неизбежные трудности в вопросах обращения к Высшему или появлялись любые адхьятма, адхибхаутика, адхидайвика опасности все Шастры стояли у дверей Тантры и давали наставления от ее имени для безопасности человека. А в другое время, когда возникал повод для обьяснения практик (3 Ачара), правил каст (4 Варнадхарма), истории, и тому подобного, они робко хранили молчание, считая изречения Тантры такими же убедительными и официальными, как королевские послания, и неподвластными их пониманию. Поэтому они не вступают в дискуссию относительно каждого слова Тантры. Причина тому не отсутствие доверия, а безупречное почтение с их стороны.

Только в Бенгалии мы слышим, как люди, то здесь, то там, поднимают раздражающий крик «Тантра, Тантра!» Но в других провинциях, таких как Махараштра (5 Mahratta страна), Дравида (6 Страна дравидов — Мадрас), Уткала (7 Орисса), Кашмир и Непал, люди не называют это Шастрой, Тантрой, но Мантра Шастрой, так же как люди не называют по именам своих отцов, а называют их «Отец». Смысл этого в том, что почитание Ишвары (8 Персонифицированный Абсолют) — это ежедневная обязанность человека и что Мантра необходима для этого. Если необходима Мантра, непременно необходимо обратиться за помощью к Мантра Шастре.

Стр 201

Если вопреки таким всегда убедительным доказательствам как слова Шастры, жизнеописания Риши, древняя практика, кто-то еще говорит «Неавторитетный» таким, мы, как последователи Шастры, ответим: «Веды, Смрити и слова, вдохновленные духом Дхармы, авторитетны, а если для кого-либо все это не имеет ценности, кто тогда примет его слова как авторитет?»

Таких свидетельств достаточно, чтобы обосновать принятие Шастрами, но согласие, которое требуется для полемики, другое.

Предчувствуя опасности от сомнений, чем и характеризуется Кали юга, великий Устроитель принял соответствующие меры предосторожности. В других Шастрах неоднократно и ясно сказано: «Сомнение человека без веры не является примером — то есть, если скептик выполняет какую-либо работу, предписанную Шастрой, и при этом не извлекает из этого никакой пользы, тогда его случай не может служить примером, «потому что везде только преданный Высшему компетентен (Адхикара) совершать Ведические ритуалы». Какая бы ни была причина, Шастра принесет плоды тому, кто доверяет ей. Однако с тантрой дело обстоит иначе. Потому что я не могу не верить в нее, даже будучи, величайшим и упорнейшим из скептиков. Я могу не верить в Веду или Шастру, в Абсолют, загробный мир, грех и праведность, в Небеса и Ад, но я не могу не верить в Тантру.

Из трех форм доказательств (2 Прамана) — а именно, постижение, умозаключение, и Шастра (3 То есть пратьякшам, ануманам, Шабда) — скептик (4 Настикаили тот, кто не признает Веды) может не верить в умозаключение и Шастру, но он принимает прямое постижение как единственно верную форму обоснования. И поэтому, даже будь я величайшим скептиком, я не могу игнорировать Тантру, которая является Пратьякша-Шастрой (Шастрой практического опыта): «Потенциал вещи не зависит от интеллектуального признания». Верите вы в это или нет, но медицина имеет силу и излечивает болезни. Этот факт не является результатом вашего интеллектуального постижения. Она не ждет от вас интеллектуального признания этого факта. Огню присуще свойство горения.

Стр 202 Он сожжет руку, которая сознательно или бессознательно в него опущена, не ожидая веры или скепсиса со стороны хозяина руки или кого-либо еще. Аналогично и Сиддхи, видимый плод Тантра-Шастры, являются результатом ее естественной силы. Верим ли мы с вами или нет, Тантра Шастра, если она применяется в соответствии со своими указаниями, дает видимые (1 Пратьякша) плоды. Общая решимость сотен тысяч людей, таких как вы или я, не сможет это изменить. Опираясь на силу своих собственных рук, Тантра не признает эффективность чего-либо, назовите это доказательством или очевидностью, предположением или логическим выводом. Все Шастры, в части предписаний схожих с Тантрой, отстаивали свое личную честь. Подобно тому как для моря не будет иметь никакого значения, если все волны станут пересекаться и отклонят от него свое направление, так и для Тантры не имело бы большого значения, даже если бы все другие Шастры пошли против нее.

Вы можете наброситься на льва со стадом разъяренных слонов, но в тот момент когда раздается оглушительный рев Царя Зверей, заглушающий даже самые громкие голоса, все разбегаются кто куда. Точно также, поместите все Шастры на одну сторону и Тантру на другую, и вы увидите, что ведущий к прямому постижению (1 Пратьякша) боевой клич Мантр, звучащий как торжественные раскаты грома из грозовых туч, сделает их бессмысленными, рассеет и разгонит их в такие места, о которых никому неизвестно. Потому всегда очевидно (1 Пратьякша) сверчеловеческое действие силы Мантры, что Тантра и Дэвата, которым в ней поклоняются, всегда пробуждены. Кто будет безнаказанно метать оружие нечестных и ошибочных аргументов в того, чей голос направляется Дэватой, который устремляет все умы к Брахманде и обитает в каждом сердце? Заблуждения логических выводов (2 Ануманам) всегда попираются прямым постижением. (1 Пратьякша). В Тантре поэтому поводу сказано: «Кулашастра (3 Тантра) является вечным свидетельством, потому что она приносит видимый (1 Пратьякша) плод. Оставляя в стороне скепсис, даже такие живые существа как звери, птицы и им подобные, признают видимые (1 Пратьякша) вещи в качестве доказательств. Силой реализации такого очевидного (1 Пратьякша) плода, Тантра уничтожила всех извращенных спорщиков. Кто знает, что случится в дальнейшем (4 То есть в следующем рождении)? Это наилучшая из всех философий (5 Даршана), которая дает настоящий и видимый (1 Пратьякша) плод в этом мире.»

стр 203 Так говорит Шастра. Впрочем, когда в обществе обнаруживается, что во множестве случаев Тантрические ритуалы не дают никакого результата, в умах людей возникают сомнения. Мы сами чрезвычайно рады видеть и слышать все это. Там, где они жалуются на нехватку плодов, мы этого не видим. Разве это не результат, если Свастьяяна (1 Ритуал для рассеивания зла и призывания успеха) ведет к мрачным последствиям? Вследствие нашей неудачи, манговое дерево приносит амру(2 Кислый сухой плод) или вследствие недостатка ума мы хотим, чтобы на дереве амры росли плоды манго. Вот почему возникают трудности с плодами. Наше с вами убеждение в том, что «мы что-то делаем согласно предписаниям Шастры» в реальности является опасным тщеславием с нашей стороны. И поскольку Шастра и Дэвата не способны мириться с этой заносчивостью, они разбивают наше тщеславие вдребезги и дают нам плод, противоположный тому, что мы стремились получить. И тогда мы думаем «увы! Что произошло? Вера пошатнулось!» но если мы понимаем причину правильно, то становится ясно, что единственная ошибка была в убеждении, которое было развеяно. Ни место, ни время, ни предмет не соотносятся с такой верой, зато там до сих пор есть бессмысленный и неразумный вопль: «согласно Шастре (3 То есть каждый, кто теперь говорит о Шастре, но в действительности не испытывает к ней интерес и не применяет ее)». Почему Шастра должна терпеть это заблуждение? Шастра предписывает проводить пуджу глубокой ночью. Но может быть или из страха проводить ее ночью, или привлеченные махапрасадом (4 Великолепная еда или мясо животного для подношения Высшему), вы садитесь практиковать ранним вечером. Почему же то, что началось ранним вечером не должно закончиться неудачей? Поэтому в Шастре сказано: «Кто не практикует обращение к Махавидье (5 Дэви) или не повторяет Мантры.» Только из-за недостатка одной вещи — а именно, соответствующего настроя (6 Бхавы) — возникает потребность в плодах. Крайне сложно почитать Ее без вдохновения в сердце, полном чувства к Ней. Рамапрасада в связи с этим сказал: «Ее следует искать через чувство. Сможем ли мы без чувств отыскать Ее?»

На самом деле, это огромная глупость,сомневаться в Мантре или Дэвате из-за собственных недостатков. Это говорит о чрезвычайной недалекости, когда чтобы погасить огонь, мы льем на него воду и потом рассуждаем о том, что ему не свойственно гореть.

стр. 204

Такой же ужасный порок — неправильно выполнять Тантрические предписания, а затем сомневаться в Шастре. Стремление утвердить свое превосходство в словесной ссоре всегда является признаком уязвимой, женственной натуры, тогда как желание завоевать мир своими собственными руками — это признак мужества. Подобным же образом рассуждения, аргументы и выводы могут быть работой других Шастр, но работа Тантры заключается в том, чтобы совершать сверхчеловеческие и Высшие (прим.1, Дайва) события силой своих собственных мантр. Способность разрушать, изгонять и контролировать (прим.2, Марана, Уччатана, Вашикарана)— вместе с другими, является обыденным делом. Тысячи великих и реализованных Садхаков все еще озаряют Индию славой своих аскез(прим.3, Тапас). На каждом индийском месте кремации (прим.4, Шмашан, где практикуются Шавасана, Мундасана, Лата Садхана и другие Тантрические ритуалы) еще можно разглядеть божественные гало Бхайрав и Бхайрави(прим.5, Тантрики, мужчины и женщины), смешанное со светом пламени погребальных костров, разрывающее волны ночной тьмы и освещающее широкий простор небес. Мертвые и разлагающиеся тела (прим.6, Перед сожжением труп помещают в священную реку), сваленные вокруг мест кремации, все еще могут быть возвращены к жизни силой Мантр Садхаков и оказать помощь в Садхане и достижении Сиддхи. Тантрические йоги даже сейчас, в этом мире достигают, посредством могущества Мантр прямого видения мира Дэвов, находящегося за пределами наших чувств. Она, с растрепанными волосами, изгоняющая страх из сердец тех, кто обращается к Ней, все еще появляется в местах кремации (прим.7, Махасмашаны, где практикуются некоторые из наиболее трудных форм тантрической Садханы. БлагосклоннаяКалика представляется с растрепанными волосами (вигалитачикура), так же как и волосы преданного Высшему(см. Карпуради стотра, стихи 3. 10), чтобы подарить освобождение преданным Ей Садхакам, которые страшась этого существования, умоляют ее об этом и практикуют обращение к Ней. Садхаки по-прежнему сливаются с Высшим Я Брахмана, припадая своей Брахмарандхрой (прим. 8, Врата Брахмана в верхней части головы, здесь используется как понятие «голова»)к лотосным стопам Брахмамайи(прим.9, Богиня), обожаемой Брахмой и другими Дэвами.

Стр. 205

Трон дочери Гор (прим.1, Дэви, дочь Химавата)все еще движим чудесной, притягательной силой Мантр. В глазах Садхаков это всегда широкая королевская дорога, по которой они неустанно идут к городу освобождения. Может быть здесь и нет ничего, кроме темноты для прикованного к постели, умирающего слепца. Но знай наверняка, о слепец, что эта темнота существует только в твоих глазах.

Мы обязаны сказать еще кое-что. что в Бенгалии появился вид существ высокого класса, называемых «образованными критиками», которые при каждом слове имеют обыкновение говорить: «Тантра Шастра — это недавнее творение. Возраст Земли составляет всего 5000 лет. В этот период возникновение человека датируется тремя тысячами лет. До этого его предками были, по мнению одних, лягушки, а по мнению других, обезьяны.» Чьи антикварные изыскания привели к таким открытиям? Неудивительно, что они считают Тантра Шастру чем-то новым. Мы тоже не можем возражать или скептически относиться к их взглядам. Даже если мы думаем, что не следует верить этому, наш интеллект верит сам по себе. Ибо не будь таково состояние их предков, почему бы потомкам не быть такими, какие они есть? Увы! О, Провидец (прим.2, Видхата), мы не знаем, снилось ли тебе когда-нибудь такое извращение разума, такое гибельное изменение природы в детях Ману. Будь эта идея здравой или суеверной, мы все равно говорим: «С того времени, как Дэвы обосновались в семи мирах (прим.3, Сварга), на вершине горы Сумеру, с того времени мы, Брахманы, принадлежим к роду Брахмы. Пока Ганга (прим.4, Священная река Ганг) существует на земле, мы тоже будем пребывать в роду Брахмы. Пока солнце и луна светят на небе, мы тоже будем жить в роду Брахмы». Только в Шастре жизнь Брахмана, поэтому существование Брахманов и Шастр — это одно и то же. Если судить с точки зрения тех, для кого возникновение человека произошло 3000 лет назад, то Тантра будет недавним творением, скажем, 100-летнего возраста. Поэтому разумные люди должны теперь принять во внимание, что только в течение этих 100 лет, в разгар четырех или пяти революций, вызванных второстепенными формами Дхармы (прим.5, Упадхарма, используется в негативном смысле); в ходе борьбы со скептиками Тантрическая Шастра и посвящение были провозглашены и донесены через Высший Мир (прим.1, Сварга), мир смертных (прим.2, Мартья)и нижний мир (прим.3, Расатала) до ушей каждых мужчины и женщины, каждого дома в Бхаратаварсе, состоящей из Китая, Великого Китая (прим.4, Махачина), Непала, Кашмира, Дравидийской Земли (прим.5, страна Мадрас) Махараштра (прим.6, страна Махратта), Анга (прим.7, Страна вокруг Бхагалпура, Тирхут), Банга (прим.8, Бенгал), Калинга (прим.9, Часть Ориссы описана в тантрах как территория от Пури до Реки Кришна), Саураштра (прим.10, Сурат), Магадха (прим.11, Южная часть Бехара), Панчала (прим.12, Пенджаб), Уткала (прим.13, Орисса) и других стран и континентов от горы восхода до горы заката (прим.14, Удаячалаи Астачала: горы, с которых, как говорят, восходит солнце и на которых оно садится, соответственно).

стр 206

Какая благословенная критика (прим.15, Самалочана)! Именно по этой причине древние дальновидные филологи дали приставку «сам», вместо любой другой, к слову самалочана (прим. 16, Каламбур; слово «sam» на бенгальском означает «клоун») (критика). Исторический критик, что мы Вам скажем? Валихари! (прим. 17, Форма восклицания, которая буквально означает «Я побежден. У меня нет слов. Поразительно»).

Есть еще одна печальная вещь, о которой необходимо сказать. В сообществе практиков есть некоторое количество персон, принадлежащих к секте Вайшнавов (прим. 18, Поклонники Вишну), которые верят, что Тантра — это Шастра, имеющая дело только с практикой (прим. 19, Упасана Шастра) Шиваитов (прим. 20, Поклоняющиеся Шиве) и Шактистов (прим. 21, Поклоняющиеся Богине, Шакти или Дэви), и что она находится в полном антагонизме с Вайшнавской Дхармой. Мы не знаем, что на это ответить. Приверженцам таких убеждений, мы со сложенными (в жесте почтения) руками задаем вопрос: «Что это за Тантра?» Тантра, о которой они слышали от своих Владык (прим. 22, Прабху — так называют Госвами, или религиозных наставников Вайшнавов, их ученики), называется Сватантра (прим. 23, Сватантра означает «другой». Здесь игра слов, смысл отрывка в том, что Тантра — это Шастра, но то, что они слышали, отличается, то есть не является Шастрой.), а то, что является Шастрой – называется Тантрой. Когда говорится о характеристиках Тантры, сказано, что она «одобрена Васудевой» (прим.24, Вишну, Владыка Вайшнавов).

Стр 207

В этом нет ничего, чему истинный Вайшнав может возразить. Но тогда нам нечего сказать тем, у кого есть возражения, потому что они Владыки (Прабху). Когда они объясняют Шастру Верности и Преданности (2 Бхактишастра), кажется что они Владыки только Вайшнавов; но когда они осмеливаются судить, доказывая ошибочность Тантры, может показаться, что они также владыки Вишну; иначе как они смеют опровергать слова своего Повелителя? (3 Вишну, кем одобрена Тантра (Смотри постскриптум) ) Если Тантра Шастра относится с неприязнью к Вайшнавам, тогда мы спрашиваем, по чьей милости они получили ту Вишну Мантру, будучи посвященными в которую, они в своей гордости Вайшнавизмом, бросают мрачные взгляды на Тантра Шастру? На самом деле это признак огромного скептицизма быть врагом Тантры после посвящения в Тантрическую Мантру. Нам известно, что настоящие Вайшнавские Садхаки никогда не относятся с неприязнью к Тантре. Но, все же, тем, кто так ошибается, необходимо указать, что Тантра сама имеет что сказать на этот счет.

Тантра говорит: «Только Кали в эпоху Кали, только Кришна в эпоху Кали, Гопала и Калика (4 Кришна и Кали) в эпоху Кали являются пробужденными Дэватами (5 То есть активные; те, чья активность эффективна).»

«Махакали и Махакала существуют в форме зерна гороха. Подобно тому, как гороховое зерно снаружи имеет оболочку и внутри разделено на две равные части, плотно прижатые друг к другу, Парабрахман (6 Буквально « Таттва чего-то») снаружи окутан Майей и существует внутри как Шива и Шакти в равном соотношении, тесно соединенных друг с другом. Эта Параматма пребывает в форме Шивы и Шакти, являясь Махарудрой, Махавишну и Махабрахмой. Единый Брахман называется и различается тремя именами: Брахма, Вишну и Махешвара (7 Шива). Но тот, кто смотрит на разные формы, известные под этими именами, как на реально различающиеся, никогда не достигнет освобождения (8 Подобно тому, кто поклоняется Вишну, думая, что оно отличен от Шивы).»

В Мундамала Тантре (9 Глава vi) говорится: «До тех пор, о, Величайшая Дэви, пока считается, что в разных живых существах (1 Джива) пребывают разные Высшие Я,

стр 208 до тех пор мир будет многообразным, наполненным разными видами деятельности и разными эмоциями; Брахма, Вишну и Махешвара обособленными; Ганеша, Динеша (2 Солнце), Вахни (3 Повелительогня), Варуна (4 Повелитель воды), Кубера (5 Повелитель изобилия) и Дикпалаки (6 Хранители десяти сторон света) разными Дэвами; усилия будут разнличных видов; живые существа мужского, женского рода и бесполыми; листья баэля (7 Предназначаются для Шивы) отличаться от листьев Тулси (8 Священный базилик (ocimum sanctum), предназначающийся Вишну), Джава, Дрона и Апараджита (9 Гибискус, дрона (белый цветок) и клитория — цветы, предназначенные для Дэви) отличаются от Тулси; Дивья, Вира и Пашу формы обращения к Высшему будут различаться (10 Три разные формы Тантрической практики (Упасана)), идея различий есть в Тантре; предписываются разные формы обращения к Высшему для разных Дэват; и до тех пор (О, Мать мира) пока есть Хари (11 Вишну) считающийся отделенным от Хары, так долго (О, Шайве) (12 имя Дэви ) пока есть Кали с ужасными ртами, Она (13 Тара, одна из Дашамахавидий или десять великих проявлений Дэви) с прекрасными спутанными волосами (14 Джата), Шодаши и Бхайрави (15 Формы Дэви), разные Дэви; Бхуванешвари, Чиннамаста, Аннапурна, Багаламукхи, Матанги и Камалатмика (16 Там же) – будут разными Дэви, и Сарасвати с Радхикой (17 Сарасвати — это Дэви речи, Радхика — это возлюбленная Кришны) будут обособлены. До тех пор, пока не сущестувет понятия единства у лотосоподобных стоп Бхавани (18 Имя Дэви; Бхава — это Шива. В Дэви и Вайю Пуранах говорится, что Дэви это Бхавани, дающая жизнь Бхаве ) до тех пор усилия, действия, способы обращения к Высшему и практики будут различаться, О, Дэви, обладательница прекрасного тела! О, Шанкари (19 Шанкари — это феминитивот Шанкары, имениШивы)! Когда восприятие истины (20 Таттва) растет в озере чистого сердца Садхаки, тогда в великолепном раскрытии цветка недвойственности, который является лотосоподобными стопами Тарини (21 ИмяДэви как Спасительницы), видение единого Брахмана, не только во всех Дэвах и Дэви, но и в каждом живом существе (22 Джива) в Сансаре, открывается взору Садхаки.»

«Садхака, созерцающий Махешвари (23 Имя Дэви как супруги Шивы, Махешвары), и понимающий, что Она не отличима от Гуру (24 Духовный наставник), Вишну, Махешвары,

стр 209 и Мантры, сам без сомнений является Махешварой (1 Шива), даже будучи Дживой (2 Воплощенное в теле Высшее Я; здесь «человек»).»

Сказать, что Шастра, в которой такой универсально принятый вывод являеющийся предметом Садханы и Сиддхи, все же враждебна Вайшнавам, не причиняет вреда Тантре, но марает безупречное имя Вайшнава в грязи несмываемого бесчестья.

Чтобы привнести гармонию в место противоречий Пушпаданта произнес в Махимнаштаве (3 Гимн, восхваляющий величие Шивы): «Все конфликты мнений, которые есть в тройственной Шастре (4 Trayi — Веда. Так называется, потому что состоит из трех компонентов — песня, проза и стих; или потому, что подразумеваются первые три Веды ), Санкхье (5 Философская школа), Йоге, культе Пашупати (6 Тантра), и Вайшнава Шастре (7 Шастры, посвященные культу Вишну) вызваны различием идей, и являются ни чем иным, как сомнениями в правильности того или иного пути. Но, О, Абсолют! Подобно тому, как воды всех рек, в каком бы направлении они не текли, какое бы ни было прямое или извилистое русло, смешиваются в конце в одном огромном океане, так и Садхаки (по какому бы пути они не шли) в окончании своего путешествия несомненно встретят друг друга в Тебе, в том, Кто есть океан Единства».

Садхака, знай наверняка, что это финальное заключение любой Шастры, будь она Ведой или Тантрой.

Вайшнавы, которые в наши дни пируют ежедневно в новых эмоциях (8 Раса), которые недовольны проявлением (9 Мурти) десяти воплощений (10 Аватаров Вишну) Бхагавана, или четырехруким Нараяной Васудэвой, обитающим в Вайкунтхе (11 Обитель Вишну), ни даже (12 Югаламурти или тот, в ком вместе проявлены и Кришна, и Радха) объедененной формой (13 Пурна аватара) Бхагавана Шри Кришны, идеального воплощения, и во многих случаях отвергающие как не имеющую Чайтаньи (14 См. следующую запись) Мантру Вишну и Кришны, почитавшуюся их предками и полученную ими во время посвящения, получая при этом посвящение в Мантру, в которой Чайтанья есть.(1 Здесь и каламбур и сарказм. Чайтанья означает сознание или интеллект, а также имя знаменитого Вайшнавского Святого, который возглавляетзначительную часть Вайшнавов. Смысл в том, что некоторые люди имеют дерзость думать, что Мантра Вишну без чайтаньи (ачайтанья) — значит не содержит сознания — потому что не связана со Святым Чайтаньей и думают, что Мантра, связанная с тем же самым Чайтаньей, единственная имеющая сознание (сачайтанья)).

Поделитесь =)