Principles of Tantra by Shivaсhandra pp.210-219. Первоисточники Йоги. Принципы Тантры. Шивачандра

стр. 210

…Среди таких людей есть много тех, кто говорит, что было бы лучше, если бы Тантра Шастра перестала существовать. У них есть как смелость, так и возможность сказать это, потому что, принимая во внимание оригинальную природу мантр, в которые они посвящены и которые не встречаются ни в Веде, ни в Пуране, ни в Тантре, существование Тантра Шастры является для них источником опасности. Как бы то ни было, не стоит тратить время на то, чтобы писать о них. Единственным прибежищем индийского рода является Древо Веды, которому Манвантары (прим.2, Манвантара – это четырнадцатая часть Кальпы)и Кальпы (прим.3, Кальпа, или день Брахмы, составляет 4 320 000 000 лет) лет. Пять форм (прим.4, Вайшнавитская, Шиваитская,Шактистская, Саурийская, Ганапатийская) Тантрического обращения к Высшему – это пять его ветвей.

Неудивительно, что теперь, к концу эпохи Кали, на некоторых его ветвях можно обнаружить несколько паразитов. Однако те, кто знает первоначальное дерево, узнают паразитов в тот момент, когда увидят листья. Как бы то ни было, мы не считаем их включенными ни в одно из пяти сообществ практиков, и поэтому не можем принять их мнение как мнение индийского общества. Мы знаем их только как Вайшнавов, которые посвящены согласно Шастре в мантры Вишну. Если они хотят уничтожить Тантра-Шастру, они просто уничтожат себя, потому что сами мантры Вишну изложены только в Тантре. Стать враждебным Тантре из-за вражды с Шактами (прим.5, Поклонники Шакти или Дэви), вызванной различиями в практике, – все равно, что выгнать из дома отца из-за ссоры с братом.

Есть еще одна вещь, о которой нам стыдно даже думать. Нам действительно больно видеть столько гнева и вражды в Вайшнавах, которые поклоняются такому дружелюбному, миролюбивому, улыбчивому и милому Дэвате, и ежедневно едят хавишью (прим.6, Очень чистая форма пищи, приготовленная из фруктов, овощей и риса (см. Введение))без мяса.

стр.211

Если бы в этом вопросе они спрашивали своих Гуру, вместо того чтобы высказывать собственные независимые мнения, тогда мы тоже были бы спасены. Если Тантра-Шастру считать просто Шастрой Шактов, то по милости какой Шастры Вайшнавы и Госвами из известных семей Адвайты, Нитьянанды и других, которые являются Гуру Вайшнавов и дают посвящение, так долго сохраняли свою великую славу? Ослепленные гневом, люди часто забывают о своих отношениях с другими и оскорбляют их, но это другое дело. На самом деле и Шакты, и Вайшнавы одинаково посвящены в Тантрические мантры. Авторитет Шримад-Бхагаваты почитается Вайшнавами гораздо выше, чем авторитет любой другой Пураны или Тантры. Шримад-Бхагавата (прим.1 Одиннадцатая книга) говорит: «Тот, кто хочет освободиться от уз сердца, должен обращаться к Бхагавану так, как предписано в Тантре». Опять же, после упоминания форм обращения к Высшему, предписанных как в Веде, так и в Тантре, она отдельно ссылается на тантрическую форму поклонения для эпохи Кали и говорит: «Послушайте также, как обращение к Высшему должно совершаться в эпоху Кали в соответствии с предписаниями различных Тантр».

Комментируя этот стих, Шридхарасвами говорит: «Отдельным упоминанием снова показано превосходство тантрического пути в эпоху Кали.»

В той же работе Бхагаван советовал Уддхаве, жемчужине среди преданных, что следует делать в обращении к Нему. «Во всех парвах (прим.2, Благоприятные титхи(или лунные дни) для духовных ритуалов) года должны быть предусмотрены Ятры (прим.3, Праздники почитания Кришны, такие как Ратха ятра,Дола ятра, Снана ятра ) и Вали (прим.4, Почитание (пуджа) с подношениями) в мою честь. Посвящение Ведическое (прим.5, Дикша) и Тантрическое следует принимать последовательно, а также соблюдать Чатурмасью (прим.6, Четырехмесячную), Экадаши (прим. 7, На одиннадцатый лунный день после новолуния или полнолуния) и другие Враты (прим.8, Предписанные и добровольные духовные ритуалы (см. Введение)).» Опять же, «Все ингридиенты для пуджи, такие как вода для омовения ног (прим.9, Падья), для питья (прим. 10, Ачамана), и другие (прим. 1, То есть другие (обычно четырнадцать) упачар), должны быть разложены по порядку.

стр. 212

Выделите для меня место с Дхармой и другими Шакти, всего девять, и сделайте в нем лотос из восьми лепестков, блестящих пыльцой его лона. Затем поклоняйтесь мне с помощью Мантр, изложенных как в Веде, так и в Тантре Шастрах для достижения сиддхи в них обеих». Здесь Шридхарасвами в своем Комментарии изложил, что обращение к Высшему, согласно как Веде, так и Тантре, необходимо для приобретения и наслаждения (прим.2, Бхога), и освобождения (прим.3, Мокша), об этом говорится и в Веде, и в Тантре. «Поклонение мне бывает трех видов: Ведическое, Тантрическое и смешанное (то есть Ведическое и Тантрическое, и смешанное или Пураническое). Меня нужно почитать должным образом в соответствии со всеми тремя формами (прим. 4, Бенгальский перевод автора, по-видимому, несколько отличается от санскритского, который гласит: “Trayanamipsitenaiva vedhina samarchchayet”, или “Я должен быть почитаем любой из трех форм в зависимости от предпочтений”).» «Если Садхака обращается ко мне Ведическим и Тантрическим способами Крия Йоги (прим. 5, Йога действия) он получит от меня сиддхи в них обеих, и в Веде, и в Тантре»

Мы спрашиваем тех, кто верит в Бхагавана и Бхагавату, верят ли они в эти наставления Бхагавана, как сказано в «Бхагавате». Теперь Садхака, который является арбитром в споре, увидит, не являются ли тантрическое посвящение и Тексты основой самой жизни Вайшнава, который следует Шастре. Когда наступает время распада семьи, мы обнаруживаем, что и свои, и чужие начинают мыслить одинаково, и к несчастью так же в современном Арийском обществе мы находим множество подтверждений этому.

Стр 213

ГЛАВА IV

ПРАКТИКА ГАЯТРИ МАНТРЫ И ЯНТРЫ.

Примечание к оглавлению: (1) Гаятритаттва. Гаятри, знаменитая мантра, являющаяся важнейшей и основной таттвой Вед: «Ом, да помыслим о желанном блеске дивного светила, разум наш да озарит он (направит к обретению Дхармы, Артхи, Камы и Мокши)».

(2) Сакара упасана. (Вешнее обращение к Высшему)

Хотя все признают Гаятри основной частью (3) (Таттва) практики, как это указано в Шастре, все же особенности настоящего времени делают необходимым ее рассмотрение с двух сторон, как в некоторой степени отдельно, так и в связке с Тантрой. Для тех, кто в наши дни спрашивает: «Зачем нужны Тантрические мантры когда есть Ведическая Гаятри»? Ответ такой: Необходимости нет, если их потребность в посвящении заканчивается самим посвящением; но те, кому, напротив, требуется выполнять обращение к Высшему, основанное на посвящении, определенно должны быть посвящены согласно Тантре. Так как в эпоху Кали практика Гаятри Ведическомими методами невозможна. Без повторного посвящения в Тантрическую Мантру, практика Гаятри даже не может считаться выполненной. Если кто-либо скорбит по этому поводу, думая, что Гаятри таким образом унижена, то пусть Сама Гаятри (4). (Под Мантрой подразумевается Сама Дэви) и рассудит. Но для скорби здесь нет причин. Страх того, что род прервется, из-за того, что сын чувствует себя оскорбленным настолько, что умирает от этого, отступает когда берешь на руки внука. Спрашивают, в чем необходимость? Но мы спрашиваем, где она вообще есть. Кто скажет, что мальчик, который сдал вступительные экзамены в университет, в свое время не будет допущен к соответствующему экзамену на получение ученой степени. Однако, так бывает, но больше об этом далее. Сейчас давайте обсудим, что есть Гаятри, согласно Арийским взглядам. Гаятри – это просто слова или Мантра? Если это только форма, то как она может быть такой величайшей, что ее принимают как основу (5 Таттва или принцип) для обращения к Высшему, Самому Высшему Брахману?

Стр 214

Если слава Гаятри обусловлена только тем, что она является великим изречением, убедительным и торжественным, чистым, исполненным смысла и истины, то в Арийских Шастрах есть сотни тысяч великих изречений, которые в равной степени исполненны и истины, и большого чувства, и сладости. Почему вместо них мы практикуем одну Гаятри, как основную часть (1)(Таттва или принцип) всех Вед? Почему меня, будь я образованным или невежественным, с пониманием или без понимания, назовут Брахманом при условии, что я посвящен согласно Шастре в Гаятри мантру? Оставляя мир в стороне, почему Абсолют сказал: «Каждый Брахман – это мое тело, образованный он или нет». В Шримад Бхагавате Шри Бхагаван сказал: «Даже эта форма (2 Мурти) с четырьмя руками, пребывающая в Вайкунтхе для меня не дороже Брахмана. Брахман — вместилище всех Вед, также как я — вместилище всех Дэвов». Другими словами, мир поддерживается Ведой и Дэватой и поэтому они в равной степени почитаемы. Но, поскольку все Веды и я, тот кто наполнен всеми Дэвами, объединены в теле Брахмана, последний почитаем более всех (3) (Брахманов называют «земными Дэвами». (Бхудэвами.)).Злобные и заблудшие люди, не знающие эту истину, пренебрегают мной, тем, кто является всепроникающим Высшим Я, Гуру трех миров и Брахманом в форме, почитая только мои образы и символы. (То есть упуская служение Брахману как Бхагавану). Ману сказал: «При рождении Брахмана Сам Ишвара (4 Абсолют) рождается на земле, чтобы оберегать вместилище Дхармы всех созданий». Для того, кто пренебрегает Гаятри, Шастра снова говорит в Гаятри Тантре: «Это воплощенное Высшее Я дважды рожденного, который почитает Девату, сформировано Гаятри, а не тело, не чувства, ни что либо еще. Вишну, Шива и другие Дэваты устанавливают подходящие объекты для обращения к Высшему только для него, того, кто сам подобен Дэвате. Брахман, который пренебрегает Гаятри, не должен дотрагиваться до листьев тулси и произносить имя Хари. Дважды рожденный, который пренебрегает Гаятри, подобен низшему Чандале. Что он достигнет, поклонением Шри Кришне? Если из-за злого рока судьбы ничтожный человек, оставляет Мантру, Гуру и Дэва, то родившись в чьей-то семье,

стр 215 он, подобно своим родным и близким из той же готры (1 Род), должен искупить свою вину. Образ, сделанный из пятидесяти листьев куша, должен быть сожжен, согласно предписаниям Вед. Иначе его проступок вскоре разделят все его родственники из той же самой готры, а также вступившие с ним в контакт разделят его вину. В эпоху Кали число таких порочных людей ежедневно значительно увеличивается». Еще в той же самой Тантре сказано: «Дважды рожденный, который из своенравия или пренебрежения пропускает выполнение джапы (2 Повторения мантры) Гаятри, без сомнения, рожден от семени Яваны (3 Чужеземец). Брахман, у которого нет доверия даже к Гаятри, О Дэви, он настоящий Явана, и будучи таким, как он может повторять Гаятри? Гиблая та страна, в которой живет такой порочный Явана, и правитель этой страны также падший. Брахманы, которые взаимодействуют с ним, терпят крах и имеют дурную славу. Еда, данная человеком, который пренебрегает Гаятри, даже хуже, чем еда, данная Яваной. Лучше вкусить пищу от Яваны, чем выпить воды, поданой тем, кто пренебрегает Гаятри».

Почему? Почему влияние нескольких слов делает человека достойным обожания Дэватами? И почему недостаток этих нескольких слов ставит его ниже Чандалы, ниже Яваны (4 Чужеземца)? В Шастре нет ни враждебности, ни дружелюбия к Дживе. В ней нет ни упреков, ни нежностей. Там только говорится истина. Если чьи-либо чувства ранены в результате утверждения истины, то не тот, кто произносит эту истину, а сама истина должна считаться причиной, и поэтому следует изучить этот вопрос. Истина о Дживе будет переоткрыта, если будут обнаружены истинные принципы (5 Гаятри Таттва, или природа принципов, касающихся Гаятри. В основном Гаятри Таттва означает предмет Гаятри.) Гаятри, согласно Шастре. В действительности, это потому, что мы не знаем истинной природы (6 См. выше ) Гаятри , мы слышим все эти «почему». В тот момент, когда мы познаем истинный аспект Гаятри, тогда все «почему» исчезнут. Тогда мы поймем, что не может быть недоверия к Гаятри если только природа Брахмана не становится основательно извращенной, в таком случае эпитеты Чандала и Явана не являются преувеличением, а вполне подходят.

Стр. 216

Авторы Шастры во всяком случае знали так же хорошо, как и мы с вами, что не имеет большого значения, сказаны ли несколько слов или нет. Мы с вами недалеко продвинулись в размышлении о том, что Гаятри, которую даже муни (прим. 1: Мудрец или святой), давший обет молчания, не может прекратить повторять про себя не перестав быть дваждырожденным, — это обычные слова. Необходимо понять, что то, что создает Брахмана своим присутствием, а Явану своим отсутствием, не просто слова, но величайшая находящаяся за пределами чувств Мантрашакти (прим. 2: сила Мантры), которая контролирует Брахманду и проявляется в качестве вечного сознания; а то, что мы приняли за простые слова и размер стиха, таковым не является, но является великой Мантрой, полной великолепия проявляющегося в форме символов, насыщенных трансцендентными принципами (прим. 3: Гаятри Таттва или природа принципов касающиеся Гаятри. В общем смысле Гаятри Таттва означает предмет Гаятри). Деревянная дощечка из которой извлекают огонь (прим. 4: Арани) может быть обычным куском дерева для Савары (прим.5: Чандала) собирающего дрова в лесу, но для исполняющего огненный ритуал – это истинное лоно, несущее сияющий огонь. Аналогично Гаятри может выглядеть строкой из букв для скептика, однако, для Садхаки божественной мудрости – это сама масса светящейся энергии (прим. 6: Теджас) Мантры. Подобно тому, как даже сидя в темной комнате, тот кто делает подношение зажигает жертвенный огонь трением о деревянную дощечку, и бросает подношения в этот огонь предлагая полное жертвоприношение (прим. 7: Ахути) в хоме (прим.8: Подношение в огонь), таким же образом садхака, живущий в глубокой темной Сансаре, освещает пещеру своего сердца светом Брахмана (прим. 9: Брахматеджас), вспыхивающим в результате трения ума и Мантры. Затем он предлагает этому пылающему огню Парабрахмана в огненной яме сознания (прим. 10: Чайтанья), существующей как разум, поглощенный тремя гунами, все три формы действий совершенных в состоянии бодрствования, сна и сна без сновидений, будь они саттвические, раджастические или тамастические (прим.11: т.е., обладающие свойствами трех гун – саттвы, раджаса и тамаса), или совершенные умом, речью или действием, и живет в состоянии постоянного и совершенного освобождения.

Стр. 217

Цель обычного языка – производить понятия навыков, эмоций и безмятежности, в то время как Мантры – стимулировать ментальные способности божественной сияющей энергией (Прим. 1: Теджас), чтобы таким образом привести к полному пониманию постоянно видимых сверхчувственных реальностей (прим.2: Таттв). Простое собрание слов – это что-то грубое, в то время как Мантра полна сознания. Слово – простое проявление букв, в то время как Мантра – огромное количество сияющей энергии. Изречения дают советы людям мира, в то время как Мантры пробуждают (прим.3: буквально заставляет сиять) сверхчеловеческую Шакти. Простое изречение, следовательно, подобно Дживе, субъекту рождения и смерти; в то время как Мантра – сам Брахман, неизменный, неумирающий. До тех пор, пока есть разница между грубой материей и сознанием, между Дживой и Брахманом, до тех пор и разница между изречением и Мантрой будет так же велика как между раем и преисподней. Именно поэтому, возвращаясь к Гаятри, концепция того, что изречение и Мантра тождественны, является ошибочной и вводящей в заблуждение идеей. Дабы оградить себя от этого, мы должны для начала осознать значение слова «Мантра», а затем приступить к рассмотрению Мантра Шакти (Прим. 4: Сила Мантры). В Гаятри Тантре сказано: «Мантрой названо то, медитацией на что Джива обретает свободу от порока, высшее наслаждение и освобождение, и с помощью чего достигает в полном объеме четверичного плода (прим.7: Это Дхарма, Артха, Кама и Мокша)». Снова: «Так как Она воспета (гита) в медитации от Муладхары (прим.8: Самая нижняя Чакра в области промежности) до Брахмарандхры (Прим.9: ВратаБрахмана в макушке головы) – то есть, Она, наслаждаясь музыкой лютни (прим. 10: Вина), вечно пребывает как Мать Жизни, состоящая из пятидесяти букв, в областях, которые простираются от четырехлепесткового до тысяча-лепесткового лотосов (прим. 11: то есть от Муладхара падмы до Сахасрара падмы)– следовательно она гаят (прим. 12: «воспета»), и поэтому, если медитировать на нее, она дает освобождение (трана) Дживе, пронзая оболочку Шатчакры (прим. 13: то есть, процесс названный Шатчакрабхедой посредством которого пробужденнаяКундалини пронзает и поднимается черезшесть Чакр до тех пор, пока она не соединится с ШивойвСахасраре), и по этой причине Она есть три (tri).

Стр. 218

Комбинацией «гаят» и «три» образовано слово Гаятри, которое является именем великой Шакти, из которой состоит Мантра.

В другой Тантре сказано: «Мантра так названа, потому что достигнута ментальным процессом. Дхьяна – это медитация. В Самадхи (прим.1: Экстаз) индивидуальноеВысшее Я сливается с Высшим Я Иштадеваты (прим.2: То есть Персонифицированный Абсолют,которомуданнаяличность совершает поклонение), а Хома названа таким образом, потому что в ней совершаются подношения».

Природа разума и его возможностей в Шастре объясняется таким образом (Прим. 3: Панчадаши): «Разум – повелитель десяти чувств, и расположен в центре сердечного лотоса. Его также называют антахкарана (прим. 4: Буквально, «делая внутри»), потому что без чувств, он не имеет силы действия, так как обращен к внешним вещам – то есть, если ухо не слышит звук, кожа не чувствует прикосновение или глаза не видят образ, если язык не чувствует вкус или нос не чувствует запах, то разум становится неспособным распознать природу чего-либо. Господство разума состоит лишь в том, что, когда чувства направлены каждое на свой собственный объект, разум выносит суждения. Разум определяет, что хорошо, а что плохо. Разум имеет три гуны (прим.5: Качества или принципы), которые называются саттва, раджас и тамас. Именно из этих гун возникают все различные изменяющиеся состояния ума (прим. 6: Викара). Существуют три гуны, следовательно, три ментальных состояния также троичны, соответственно они: саттвичны, раджастичны, тамасичны. Саттвичные состояния – отрешенность от мира (прим. 7: Вайрагья), прощение, щедрость и т.д. Раджастичные состояние – это страсть, гнев, жадность, стремление и т.д.; а лень, заблуждение, апатия – тамасичные состояния. Саттвичные состояния приводят к добродетельным поступкам, раджастичные – только к пороку, а тамасичные состояния не дают начала ни пороку, ни добродетели, но просто расходуют жизнь, которая тратится бесцельно.»

«Антахкарана» (прим. 8: Антахкарана, которая в общем смысле является эго (Ахомартха антахкарана саманьям – Йога Васиштха, в действительности едина, хотяее функции отмечены выше) – четверична, состоит из манаса, назначение которого – отсев (прим. 9: Манас – это та ментальная функция, которая распознает, является ли представленный ему субъект тем или этим – «сомнение» – манах санкальпа викальпакатмакам (Санкхья Таттва Каумуди); буддхи, назначение которого

Стр. 219

сличение (прим. 1: после функций манаса он представляет объект самости, котораяпротивопоставляет себя в качестве субъекта отличного от него. Затем Буддхи, который является сличением (Адьявасайя буддхи, ii глава, xiii Сутра, Санкхья Правачана Даршанам), следует своему свойству решимости (Нишчаякарини), ахамкара (прим. 2: Самосознание – эго, распознающее само себя (абхимана аханкара, ii глава xvi Сутра, ibid.) и читта (прим. 3: Термин в широком значении слова «Ум»или антахкарана в общем значении, но здесь имеется ввиду то, что функционирует как чинта, «созерцание» текущего или запомненного объекта мысли. В Санкхье, в отличие от Веданты, Чинта включена в Буддхи), функции которых – эгоизм и память (прим.4: вовлеченная во все, что постигается) соответственно.

Функция антахкараны, состоящая из сомнения, называется «манас»; функция антахкараны, состоящая из уверенности, называется «буддхи»; функция антахкараны, состоящая из самосознания, называется «ахамкара»; а функция антахкараны, состоящая из памяти, называется «читта». В области практики «читта» занимает первое место. Памятование о Мантре и Дэвате, созерцание смысла Мантры, медитация на Дэвату, и все связанные с этим предметы, достигаются посредством процессов связанных с функцией «читты». «Акша» это – чувство. Познание чего-либо через чувства в Шастре называется «пратьйакша» (прим.5: непосредственное постижение). Орган чувств, лишенный сознания не может воспринимать. Органы чувств – всего лишь двери, через которые антахкарана постигает все непосредственно воспринимаемые предметы. По этой причине во сне без сновидений (прим.6: Сушупти (Suṣupti)), обмороке, и в бреду, разум, будучи неспособным к функционированию, не воспринимает даже близкие предметы, несмотря на наличие ощущений. Когда разум получил данные через врата органов чувств, размышление об этом предмете продолжается как непрерывный поток настоящего в антахкаране, который не заполнен ничем другим. Однако, также как бесчисленные волны поднимаются и опускаются в сезон дождей на лоне реки, также всевозможная деятельность разума, работая над бесчисленным количеством явлений внешнего мира, приходит и уходит в антахкаране Дживы. В результате, ни одна определенная функция не является статичной даже на момент. Появляется какая-то другая и отталкивает ее в сторону. Этот процесс, с помощью которого антахкарана стремится отложить в сторону позднюю и вспомнить раннюю операцию, является воспоминанием, или функцией Читты.

Источник: www.openyoga.ru

Поделитесь =)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *