Первоисточники Йоги «Принципы Тантры» Шива Чандры Глава 7. Что есть Шакти? Стр.341-346

Стр 341 По этой причине, чтобы объяснить вещь такой, какая она есть, необходимо дать представление о ее Пракрити. Проще говоря, следовательно, то что является Пракрити вещи также является ее свабхавой (Собственной природой). Анализируя слово свабхава, мы получаем сва обозначающее самость и бхава означающее субстанцию (2 Саттва), Сварупу, Пракрити или Шакти. В заключение, таким образом можно сказать, что то, что является Сварупой Самости, есть ее свабхава или Пракрити. Сейчас скажи мне, о, философствующий защитник теории того, что Шакти бессознательна (3 Джада), является ли суть состояния Брахмана, Шакти, Пракрити или Сварупы ложными? Если нет, то на каком основании вы называете Шакти не обладающей сознанием (3 Джада)? Брахман вечного сознания есть, как вы говорите, истина в сущности (4 Сатьясварупа). Если Шакти не ложна, она никогда не может быть отделена от Брахмана, который есть истина в сущности; и если она не является чем-то отдельным от Брахмана, который есть все сознание, она никак не может быть названа бессознательной (3 Джада). Окончательный вывод этой теории состоит в том, что именно сварупа-таттва Брахмана который есть всесознание, является бессознательной. Философ! Да прославятся твои знания Шакти! Удивительна ваша вера в Высшее! Видя и слыша все это Садхака сказал: «Кто знает эту Кали, даршан (5 Видение) которой не достигается и шестью Даршанами (6 Системы Философии)?»
Именно пытаясь понять Пракрити-таттву в соответствии с представлением, о том что «Пракрити принадлежит миру», Чарваки (7 Последователи древнего скептика Чарваки) стали скептиками. Иной метод понимания для преданных Высшему.
Преданный Высшему поймет, что не Пракрити принадлежит миру, а мир состоит из Пракрити.
Выражение «Пракрити принадлежит миру» не дает человеку никакого представления; ибо мир бесконечен и будет существовать до конца Кальпы (8 смотри post.), а самый долгий срок жизни человека — один лакх лет (9 100,000). И он, хотя и превосходит всех других мирских Джив, все же остается подверженным ошибкам и промахам. Единственным богатством человека является его небольшой интеллект, и, кроме того, его угнетают голод и жажда, отрочество, юность и старость, болезни, горе и страх. Стр 342 Для человека судить о сущности Брахманды равносильно обретению глубоких знаний о море мелководной рыбой (другими словами, и то и другое одинаково невозможно). Арийский Садхака, желающий понять Пракрити-таттву мира, должен стать рабом Матери Мира, а не самого этого мира. Он должен преклоняться перед Ее всеобъемлющей формой, наблюдая Ее отражение в зеркале Шастры. Он должен составить представление о внешности сына, видя облик матери; познать истину (1 Таттва) о Брахманде, погрузившись в саму Брахмамайю. Те, кто познали материю таким образом, заслужили бессмертие в земной жизни и положили свои жизни в качестве подношения к лотосным стопам Парамешвари! Утверждение о том, что Пракрити принадлежит миру, прежде всего, порождает в обычном уме подозрение, что если мир есть не что иное, как сумма пяти элементов (2 Бхуты; элементы — земля, воздух, вода, огонь, земля), то Ишвара, Дэвата, Брахма, Пракрити или Шакти – одним словом, нечто, превосходящее гуны, майю и мир – не может существовать; ибо Пракрити – есть то, чем является мир. Таким образом, в этой области постепенно появляется скептицизм и для глаза скептика сансара представляется полной только тех вещей, которые воспринимаются органами чувств (3 Пратьякша). Но если пользуясь видением преданных Высшему осознать, что «мир состоит из Пракрити», то нет опасности в подобных сомнениях, ибо, независимо от того, состоит ли он из пяти элементов или бессознателен (чем бы ни был мир), нет шанса, что такие качества обязательно будут присущими самости Пракрити, в силу самого факта ее познания через мир. Не обязательно, чтобы тело матери было похоже на тело сына точь-в-точь. Напротив, в сыне должно быть какое-то сходство с матерью. Аналогично этому, независимо от того, есть ли в Матери мира что-то от мира или нет, в мире обязательно есть Шакти Матери Жизни. Это метод понимания тех, кто обладает различающим знанием (4 Бхедаджнана, см. выше), хотя, согласно духовному видению адептов духовной науки (Таттва), между миром и Матерью мира нет разницы. Опять же, чтобы познать мир просто относительно самих себя, мы должны знать мир и шакти мира, но чтобы познать мир по отношению к Матери мира, мы должны знать мир, шакти мира и великую Шакти, превосходящую мир. Стр. 343 Хотя я несовершенен в этом мире, Матерью мира является совершенный, вечный Брахман. Следовательно, чтобы познать Ее, я должен подняться над несовершенным существованием несовершенного мира и достичь того совершеннейшего существования, в котором все вещи, кроме Нее самой, несовершенны, но все эти несовершенные вещи полны Ее совершенства. По этой причине Арийские практики, лучшие из праведных людей, не склонны уважать несовершенное знание ценой пренебрежения совершенством или обсуждать сотворенные вещи, пренебрегая высшим предметом нашей мысли – Создательницей Создателя всех сотворенных вещей.
И еще одно. Это действительно ужасная загадка, что вы, воспринимая видимый мир как бессознательный (прим.1, Джада), пришли к мысли, что великая Шакти, создавшая этот мир, также является таковой. Если вы считаете мир бессознательным (прим.1, Джада), я не хочу спорить с вами об этом сейчас; но я хотел бы знать, на каком основании вы считаете Шакти, творящую мир, бессознательной (прим.1, Джада). С одной стороны, философы говорят, что «хотя шакти мира бессознательна (прим.1, Джада), она кажется сознательной благодаря отражению в ней Шакти сознания (прим.2, Чит)». С другой стороны, сам Брахма говорит: «Ты – Шакти во всем, асат (Джада) или сат (Чайтанья)» (прим.3, То есть, и в грубой, и в разумной субстанции). В каждом из этих высказываний продемонстрированы оба состояния Шакти, но с той разницей, что если философы говорят, что она кажется сознательной из-за того, что отражает брошенное на нее сознание, то Брахма говорит, что она кажется бессознательной (прим.1, Джада) «потому что бессознательное проявляется в ней (по другому не бывает)» (прим.4, То есть, асат: иначе ничто в мире не было бы бессознательным). Согласно философам, шакти мира в действительности бессознательна, но кажется сознательной, потому что отражает Шакти сознания; а согласно Брахме, шакти мира в действительности сознательна, но кажется бессознательной, потому что это состояние (прим.1, Джада) появляется в ней (прим.3 Смысл этих отрывков следующий: Брахма сказал, что Шакти есть во всем, сознательном и бессознательном. На следующей странице говорится, что бессознательное – это ложное или майическое проявление. Отсюда следует, что Шакти в действительности сознательна, но иногда проявляется как бессознательная из-за игры майи в ней, и эта Майя сама по себе есть не что иное, как особый аспект Шакти. Таким образом, бессознательное – это лишь Майическая фаза сознательной Шакти, и в этом смысле вещь, реально существующая, иначе слова Брахмы о том, что Шакти находится в бессознательных вещах, бессмысленны).
Стр. 344 Теперь, независимо от того, отражает ли Шакти мира сознание или бессознательное, каждый из этих взглядов признает существование как сознания, так и бессознательного (прим.2, Джада), по крайней мере, в обычном состоянии вещей, если не в состоянии духовного видения. В сообществе практикующих всеми признается, что бессознательное (прим.2, Джада) произошло из сознания (прим.3, Чайтанья), и что Шакти мира берет свое начало в Шакти сознания. «Мир весь полон Брахмана». «Существует только один, без другого». «Весь мир полнится Васудевой». «Вселенная полна Шивы и Шакти». «Нет разницы между Тобой и вселенной». «Хари есть мир, а мир есть Хари». «Когда Хари есть и внутри, и снаружи, какой смысл совершать аскезы?» Если все эти великие изречения Шастр верны, если существует только Он один и нет никого другого, то откуда взялись этот бессознательный мир и Шакти мира? В ответ на этот вопрос следует либо сказать, что мир и шакти мира – это Брахма-вибхути (прим.4, Проявления Брахмы (см. пост).) этой великой Шакти, либо что мир и Шакти мира не существуют. В противном случае, единство Брахмана или Шакти не может поддерживаться. Ни в коем случае нельзя утверждать, что мир не существует, и опять же Арийская Шастра не считает, что существует что-либо помимо Брахмана. Поэтому следует сказать, что мир, Шакти мира или чем бы еще они не были, все это не что иное, как чистое проявление (прим.5, Вибхути (см. пост)) этой великой Шакти; или, другими словами, ничто не существует в действительности, кроме шакти сознания (прим.6, Читшакти). Все, что видится как бессознательная материя в мире, полном майи, хотя и кажется истинным, на самом деле таковым не является, а является лишь проявлением ошибки (прим.7, Бхранти). Опять же, сама эта ошибка является проявлением (прим.5, Вибхути (см. пост)) Брахмашакти, и это проявление (прим.5, Вибхути (см. пост)) называется майя. Стр. 345 Из этой майи, состоящей из трех гун, та часть в которой доминируют гуны раджаса и тамаса называется авидья; состояние включающее все от чистой саттва гуны до безатрибутного Брахмана называется видья; в этой видье Она, Та кто есть турья шакти превыше всех (Буквально “Превосходящая всех Таттва”) и чья субстанция есть чистое блаженство называется Махавидьей. Переполненный радостью от любви к Той, кто есть чистое бытие, сознание и блаженство, вечно радостный Ишвара всего сказал в Чамунда-тантре:
«Кали и Тара это Махавидьи; Шодаши, Бхуванешвари, Бхайрави, Чиннамаста и Дхумавати – Видьи; Багала, Матанги и Камала – Сиддхавидьи.» Эти десять Махашакти есть Махавидьи, Видьи и Сиддхавидьи в таком порядке соответственно. Иными словами, в этих десяти Махашакти, воплощающих совершенные проявления Шактитаттвы, следует искать гармоничное расположение Махавидий, Видий и Сиддхавидий в указанном выше порядке. Таков смысл этой цитаты, как это следует из формулировки в шлоках. В Шьяма-Рахасье, однако, все десять Шакти были названы Махавидьями. «Кали, Тара, Шодаши, Бхуванешвари, Бхайрави, Чиннамаста, Матанги, Камала, Дхумавати и Багала называются Махавидьями». В другом месте того же трактата было сказано: «В век Кали Cиддхи всех этих Махавидий являются наилучшими». Здесь слово «всех», выражающее сочетание, и использование множественного числа означает, что все десять именуются Махавидьями. Кроме того, в Вишвасара Тантре ясно сказано, что «Махавидье предшествует префикс маха». По этой причине все Тантрические Учителя придерживаются мнения, что в последней строке – «eta dasha mahavidyah siddhavidyah praklrtitah» – приведенной выше цитаты из Чамунда Тантры, все десять косвенно названы общими именами махавидья и сиддхавидья. Таким образом, согласно Вишвасара Тантре, Кали и Тара являются Маха-маха-сиддхавидьями, Шодаши, Бхуванешвари, Бхайрави, Чиннамаста и Дхумавати – Махасиддхавидьи, а Багала, Матанги и Камала – Сиддхамахасиддхавидьи.
Стр. 346 В главе, посвященной игре Шакти, мы постараемся показать, насколько это будет в наших силах, какие проявления огромного Блаженства они имеют в турья аспекте сознания. Сейчас мы подискутируем, согласно Шастре, является ли Она майей или майя пренадлежит Ей.
Имя Матери – Махамайя, и это, также, Ее маха (великая) майя. Ослепленные этой Майей пандиты с неокрепшими умами падают в яму ошибочных умозаключений и теряются в ней, думая, что майя есть ничто иное, как материал грубого бессознательного (Джада) мира и что Она также есть майя, того, кто обладает этой майей, и кто является изначальным, вечным и совершенным Брахманом. Если Она также является майей, тогда почему Ее имя Махамайя? Если майя и тот кто обладает майей, – это одно и то же, если семя и дерево – одно и то же, то почему должно быть различие обусловленное именами и аспектами? На самом деле, везде, где Шастра упоминает эту Махашакти, ссылаясь на ту ее часть, которая является майей, она дает ей имя Махамайя; и опять же, везде, где она упоминает ее, ссылаясь на ее Брахма-аспект, там она также называет ее Махамайей. В обоих местах корневое слово махат является прилагательным майи с той разницей, что в том месте, где упоминается майя, самаса (составное слово) является Кармадхарайя (Описательным), то есть Она, которая есть махати (великая) майя, есть Махамайя, тогда как в месте, где упоминается аспект Брахмы, Самаса называется Бахубрихи (Притяжательное), иными словами есть Она, у которой махати (великая) майя, есть Махамайя. Подобно тому, как личинка шелкопряда является одновременно и инструментальной, и материальной причиной производства нити – орудием, поскольку нити производятся по ее воле, и материальностью, поскольку они производятся из ее тела, – так и Махашакти является обоими и орудием, и материальной причиной работы мира. Она – инструментальная причина, потому что, будучи самой волей, Она пожелала сотворить мир в Своей блаженной истинной решимости, и Она – материальная причина, потому что распространила майю, свою собственную вибхути (Проявление), и создала из нее все вещи движущиеся и неподвижные. Этот инструментальный аспект – Шакти или Брахман, а материальный аспект – Майя.

Поделитесь =)