Первоисточники Йоги «Принципы Тантры» Шива Чандры Глава 7. Что есть Шакти? Стр.347-352

Стр 347 Также и в процессе творения, в теле Дживы аспект Брахмы – это Атма, а аспект Майи – Антахкарана. (Разум и так далее (смотри Введение в Тантра Шастру)). В примере с личинкой шелкопряда появляется еще одна фаза майи. Заключенная в паутину нитей, созданных ею самой, которые она считает своими, она остается на некоторое время связанной ими, но не чувствует себя таковой. Cо временем ее облик меняется под этим покровом нитей, и через некоторое время эта же самая личинка, принимая форму бабочки, разрывает оболочку из собственных нитей и с невероятно красивым телом улетает, расправив свои тонкие и прозрачные крылья в бесконечное небо, в совершенном блаженстве, в свободную жизнь и со свободным сердцем, оставляя позади на земле только свою временную оболочку из нитей. Также и аспект майи, разум, связанный созданными им самим нитями сансары, привлекаемый и сокрушаемый этой сансарой, контролирует посредством самоограничения все пристрастия влечения и привязанности к сансаре и даже будучи заключенным в чреве сансары, поглощается мыслью о прекрасных лотосных стопах Той, кто содержит вселенную в Своем чреве и обитает в сердце Вишвешвары. Поглощенная таким образом, его форма изменяется сама собой, неведомая трем мирам; затем в полноте времени он разрывает своей собственной силой майя-оболочку сансары. Благословленный милосердным взором Очаровательницы Махакалы (Дэви) рассеивающей страх смерти, он расправляет свои два крыла – различающую способность (Вивека, способность отличать истинное от ложного) и бесстрастие (Вайрагья, равнодушие к мирским вещам) – и, взяв с собой блестящую, сияющую атму, которая впоследствии образует его тело, чистую и саттвичную майю, которая есть ум, становится Праджапати (повелителем вселенной посредством шакти). Как Видья (Духовное знание; как душа, которая знает (смотри ниже)) он возвышается над вселенной и парит высоко в бесконечных просторах небес к месту бытия, сознания и блаженства, пренадлежащих Махавидье. Пламя лесного пожара теряется в солнечной сфере; молния, выпущенная из этой сферы, теряется в теле облака огромного блаженства (Анандаджнана ). стр 348 Лишь сломанная клетка разума – то есть тело, состоящее из пяти элементов, – остается в сансаре.
Это стадия майи, состоящая из духовного знания называется видьей. Благодаря этой видье человек достигает Ее, Махавидьи, которая обожаема всем миром и является объектом садханы. Садхака, тот единственный во всем мире обрел полезное знание, чье знание используется не для того, чтобы заработать мирские богатства, а для духовного богатства или Махавидьи. В огромном море сансары только тот является мастером искусства плавания по миру, кто пришвартовал свое судно в порту Кулакундалини. Таким образом, О Садхака, Мать Жизни является твоей. Неужели я остался без матери? Нет ли у меня матери, хотя три мира имеют свою мать? Скажи тогда, о, Мать Жизни, что ты Мать Садхаки. Тот невежественный и лишенный сиддхи и садханы, каковым я являюсь, что будет со мной дальше? Хотя я сын Махавидьи, я, О, Мать Жизни, я ослеплен и окутан глубокой авидьей (Неведение).
Какова будет моя судьба? Мой корабль плывет по течению сансары вместе с отливом праврити (Путь желания. Смотри Введение в Тантра Шастру), я не могу удержать его; у меня нет сил остановить его с помощью нивритти (Отказ от желаний). Нет, мама, судно не в состоянии даже дрейфовать дальше. Это маленькое судно и, более того, с девятью пробоинами (Судно – это тело. Девять пробоин – это два глаза, два уха, две ноздри, рот, гениталии и анус). Море, постоянно ударяясь о него, заполнило его своими солеными водами и не оставило даже места, где можно встать. Теперь я буду тонуть и не смогу подняться. Дочь опоры земли (Дхарадхара, гора), держи меня, держи меня, о, Мать Жизни, больше не осталось сил в моих слабых руках. Протяни хоть раз, о, Мать Мира, свои две руки благословения и уверенности (Пальцы Дэви сложены в мудры, вара и абхая). Милосердная Мать Жизни, повернись лишь раз и взгляни на меня. Моя Мама, в этом огромном море у твоего неразумного, беспомощного ребенка нет никого, кого бы он мог назвать своим. О, Мать Жизни, Мать Кула-кундалини, будь моей матерью и однажды прижми меня к своей груди. Стр 349 Пусть это судно утонет навсегда (То есть пусть судно утонет навсегда, чтобы ему больше не пришлось блуждать по поверхности мирского океана сансары. Пусть утонет в Ее объятьях, где нет таких страданий). Шастра говорит, ты есть Махавидья, поскольку ты можешь быть достигнута посредством видьи. Но я спрашиваю, как ты можешь быть Махавидьей, и не спасти своего ребенка, лишенного видьи? Благодаря своей видье, я тону (Эта видья – «моя видья», которая на самом деле является авидьей). Спаси меня своей видьей и докажи, что ты по праву называешься Махавидьей. Пусть тщеславие, которое питает этот нечестивец по поводу обретения видьи, такой видьи, которая привела его к падению, будет уничтожено. Слава тебе, Мать Махавидья! Есть ли у меня сила или нет, Ты – то богатство, которое мир ищет в садхане.
Садхака, как ментальная Шакти, которая является проявленной майей, называется видья, когда она освобождается от уз сансары и устремляется к Махашакти со взъерошенными волосами; так же она называется авидья, когда она забывает Ее и опьяняется вещами этого мира – женой, детьми и тому подобным. В этой связи мы можем привести следующие слова из «Маркандея-пураны»:
«Эта Дэви Бхагавати Махамайя заставляет лишиться рассудка даже мудрых людей и ввергает их в заблуждение. Ею создан весь мир, состоящий из движущихся и неподвижных вещей, и только Она, подательница благословений, когда Ей угодно, дарует спасение Дживе. Эта вечная верховная Видья – причина освобождения. Она же является причиной рабства Дживы в сансаре. Она – Ишвари всех Ишвар».
И снова: «Король! Хотя Дэви Бхагавати вечна, она воплощается вновь и вновь вышеупомянутым образом и поддерживает мир. Ею эта вселенная заблуждается, и Она порождает вселенную. Если Ей угодно, Она дарует богатство и знание всем, кто просит Ее об этом. Повелитель среди людей! Во время великого Растворения (Махапралайя) вся эта вселенная охватывается или наполняется Махакали в виде великой разрушительной силы (Махамари, что в целом означает “великое бедствие”). Это Она временами предстает как разрушительная сила; это Она снова предстает как творение; и это та нерожденная вечная Дэви, которая иногда сохраняет все вещи. Стр 350 В благоденствии Она – Лакшми в домах людей, дарующая им процветание. В несчастье Она становится Алакшми, чтобы погубить их. (Здесь могут возразить: «Зачем тогда поклоняться Ей, если, согласно жребию людей, Она появляется как Лакшми и Алакшми в процветании и в несчастье, чтобы оказать им услугу или причинить вред? В ответ на этот вопрос сказано следующее): Когда ее должным образом молят и подносят цветы, благовония и тому подобное, она дарует богатство, потомство и другие вещи Садхаке, который желает этих вещей, и благотворную привязанность к дхарме (Долг, религия (см. Введение в Тантра шастру)) тому, кто не желает их».
И снова в следующей главе говорится: «О Король, я поведал тебе о величии Дэви, что является лучшей из всех вещей, о которых может рассказать человек. Так прекрасна сила Дэви, которая поддерживает мир. Как Она держит мир под чарами майямохи (Заблуждение, причиной которого является майя), так и та же Бхагавати Вишну-майя обеспечивает его видьей (Духовное знание). Эта майя вводила и вводит в заблуждение тебя, этого Вайшью, и всех других людей, обладающих оценочным суждением (Буквально, “обладающий вивекой”. Это обычное разделение, котороя отличает одну вещь от другой в обычном мире видимости, как, например, счастье от горя, а не высшая форма различения, которая отличает “реальное” от того, что кажется таковым.), и будет вводить в заблуждение всех таких людей, рожденных в будущем. Великий Король, ищи защиты у этой Парамешвари. Будучи почитаемой, Она дарует людям мирское счастье, высший мир (Сварга) и освобождение (Мукти)». Здесь Риши также рассматривает два аспекта Шакти. В отношении рабства сансары Он говорит об аспекте майи, а для освобождения от этого рабства он указывает на Брахма-аспект для практики и говорит: «Ищите защиты у Парамешвари». «Только она, Раздающая благословения, дарует освобождение Дживе, когда ей это угодно». «О Дэви, чары заблуждения распространяются на весь этот мир. Будучи довольной, Ты одна в мире можешь даровать освобождение».
Именно тогда, когда Мать мира в аспекте майи предстает как вводящая мир в заблуждение, Она принимает различные формы, разнообразие которых обусловлено различиями в саттва, раджас и тамас гунах в них, и именно тогда Она играет акты и сцены драмы Сансары. Стр 351 Эти формы: разум, сон, голод, чхайя (Букв.: тень или отражение (Смотрите «Гимны Богине» А. и Е. Авалон)), сила, жажда, терпеливость, каста и класс, стыд, спокойствие, почтительность, красота, богатство, деятельность (Вритти. Вритти вещи – это работа, которую она выполняет, и, следовательно, совершает деятельность), память, сострадание, довольство (склонность), заблуждение, интеллект, земля, питание, способности, самообладание и другие бесчисленные шакти. В основе всех этих форм лежит Она, та кто есть вечное сознание и кто, как майя, в трех мирах известна под именем Вишну-майя. Это зрелище подходит только для божественного видения Дэвов. Когда из-за страха Шумбхи и Нишумбхи они начали обращаться к Той, кто пребывает в сердце Шамбху, они, прежде всего, показали, что она была устроителем вселенной как майя, а затем вознесли Ей хвалу, называя Ее «спасительницей». Так в начале гимна сказано:
«Дэви, которая есть Вишну-майя всех вещей, почтение, почтение, почтение Ей, почтение, почтение. Дэви, которая называется сознанием во всех вещах, почтение, почтение Ей, почтение Ей, почтение, почтение. Дэви, которая существует во всех вещах как разум, почтение, почтение Ей, почтение Ей, почтение, почтение,» и так далее.
Именно здесь философы, отстаивающие теорию о том, что шакти является бессознательной (Джада), представили высшее доказательство своего интеллекта и образованности. Они полагают, что все эти шакти, которые находятся в теле Дживы, это грубые (Джада) шакти. Дэвы сказали: «Дэви, которую называют Шакти сознания всех вещей,» «которая пронизывает всю эту вселенную как сознание, почтение, почтение Ей». Дэвы говорят, что Она есть само сознание, но философы, которые обладают так называемым проницательным видением, полагают, что Она является бессознательной. Мы не можем винить философов за это, поскольку, конечно, ничто из того, что они говорят, не подтверждается рассудком. А причины здесь следующие: если Она не бессознательна (Джада), откуда у философов взялась такая идея, несмотря на то, что Она обладает интеллектом, памятью и так далее? Следовательно, то, что они говорят, справедливо. Стр 352 Какая разница должна быть между Дэвом, Данавом и человеком, если то, что видят Дэвы как сознание не предстает бессознательным перед глазами человека? В то время как вид прекрасного ребенка заставляет молоко течь из материнской груди, он заставляет свисающий язык волка быстро покачиваться. Форма, в которой Она предстает перед человеком, зависит от своеобразных наклонностей, которыми он наделен Ею. Движимый страхом перед Мадху и Кайтабхой, Бхагаван Брахма обратился к тамастической джада-шакти (Бессознательная шакти, чья субстанция гуна тамаса) явившейся спящей, и мгновенно тот сон, который лишает людей сознания, сам стал сознанием и, приняв облик четырехрукой Дэви восседающей верхом на льве, предстал на небосводе. Философ, если ты преданный Высшему, если ты веришь в слова Дэвов, поясни и аргументируй, почему ты понимаешь эту Шакти как бессознательную. Что мне сказать тебе? Ей одной я говорю, о, Мать Жизни, в эпоху Сатьи ты уничтожила Дайтьев Шумбху и Нишумбху сначала распространив свои вибхути шакти (Каушики, Кали и так далее) и потом свернув их обратно, но насколько долго ты разрешишь этим Дайтьям жить в эпоху Кали! Или кто является таким Садхакой в эту эпоху Кали, который может, подобно Дэвам привести, Тебя на землю своим обращением? Поэтому я спрашиваю, о, Мать Жизни, когда такой могущественный Садхака, который будет способен приподнести Тебе этих Дайтьев будет рожден, и сделает так, чтобы течение твоего почитания снова стало сильным в Индии?
Так много о том, что философы поняли. То, что Садхаки услышат далее, изумит их. Само воспоминание об этом заставляет меня чувствовать, как будто врата ада открываются подо мной. Брахмадайтьи (Секта Брахмо, против которых восстает книга и которые называются дайтьями девятнадцатого века) девятнадцатого века пришли к еще одному выводу. Они говорят, что Шакта-Дхарма (Верование тех, кто почитает Шакти) является результатом объединения Индуизма и Буддизма (Смотрите Введение в эту книгу). Пребывая в печали из-за таких вещей, как эта, поэты пели: «Чего только люди не видят, когда заходит солнце! Бесчисленное количество звезд сияет в небе, огни показывают свою силу в каждом доме, и даже крошечные молодые светлячки распространяют свой блеск во всех направлениях.»

Поделитесь =)