«Принципы Тантры» Шива Чандры. Стр.412-417. Шанкарачарья и Мать Мира.

Стр 412 Если все совершается Шакти, то зачем ждать обладателя Шакти? Если вы спрашиваете, благодаря чьей поддержке (Ашрая) существует эта Шакти, то скажите мне, благодаря чьей поддержке существует обладатель Шакти? Если Брахмашакти, поддерживающая Брахманду, вынуждена ждать поддержки от другого, то эта Брахманда должна погибнуть (Расатала). Кто является вместилищем (Адхара) в котором содержится Шакти? Чьей энергией (Тэджас) горит огонь? Чьей силой дует ветер? Такие вопросы не свидетельствуют о естественном состоянии ума. Как бы то ни было, именно потому, что Пуруша имеет возможность, благодаря поддержке Шакти, проявлять Себя (Буквально: чтобы распространить свои собственные вибхути), Шастра определила его как Шактиста (обладателя Шакти). В игре Брахманды Брахмамайи проявляются те же принципы. По этой причине в творении, сохранении и разрушении дуалистического материального мира (Прапанча) Пуруша-аспектами Шакти являются Брахма, Вишну и Махешвара, а ее Пракрити-аспектами — Брахмани, Вайшнави и Махешвари. В Гаятри мантре также есть эти два аспекта Пуруши и Пракрити, к которым нужно обращаться в начале пранаямы (Контроль дыхания (смотрите Введение в Тантра Шастру)). Брахма, Вищну и Махешвара – это Пуруши и в конце Гаятри дхьяны (Схема медитации на Гаятри) Брахмани, Вайшнави и Махешвари – это Пракрити. Гаятри — это просто Сутра (афоризм), а Сандхья-мантры — это ее вритти (изложение) или Бхасья (комментарий). В Гаятри мантре указаны пять форм самого Брахмана (10. Сварупа) — а именно: пронизывающий всю вселенную (11. Бхурбхувах сваха), творец мира (12. Татсавитур), объект почитания (13. Вараиньям Бхарго), игривый Дэва (14. Дэвасья дхимахи. Дэва описывается в тексте как игривый (лила-майя), поскольку лила является характерной чертой Дэвов) и побудитель разума Дживы (Дхьо йо нах прачодаят (смотрите Введение в Тантра Шастру). Cанскрит в примечаниях с 10 по 14 — это те части Гаятри, которые упоминаются, хотя и не выражены в тексте). Из этих пяти, эпитет «пронизывающий вселенную» обозначает изначальный аспект (Сварупа) и стоит на первом месте. Далее следует введение в дуалистический мир. Стр 413 Мир не может быть создан в состоянии без атрибутов и без полного приведения в действие трех гун. Кто будет обращаться к нему, если нет того, кто обращается? Игра (Лила) невозможна, если нет желания. Наконец, зачем ему направлять интеллект Дживы, если он не принял на себя власть над Брахмандой? Теперь умные Брахманы поймут из самой Гаятри мантры, является ли Дэвата, составляющий ее предмет (Пратипадья), Брахманом без атрибутов или с атрибутами. Брахман, которого стремится утвердить Гаятри, не является ни безатрибутным, ни обладающим атрибутами — то есть он одновременно и безатрибутный, и с атрибутами. Cадхака, когда он достигает сиддхи в садхане Брахмана с атрибутами, естественным образом теряет себя в безатрибутном «Я» (Сварупа). Ему не нужно до этого времени закрывать глаза и видеть темноту в течение трех веков (То есть ему не нужно ждать, результат следует незамедлительно). Под Брахманом с атрибутами мы с вами можем понимать маленького Брахмана. Но в глазах Шастры Брахман не является ни малым, ни великим, что бы вы не думали.
Как водоплавающее животное должно пройти через реки, если оно хочет попасть в море, так и Джива должна пройти через дуалистический мир, если она хочет проложить свой путь к Брахману, Поэтому в Шастре говорится, что для достижения маханирваны, которая является Его аспектом без атрибутов, нужно идти с помощью поддержки его форм (Мурти) с атрибутами. Под термином «без атрибутов» следует понимать не то, что у Брахмана нет атрибутов (Гуна), а то, что, хотя у него есть атрибуты (Гунамайя), он не привязан к ним (Липта). Море не бывает безводным. Но как, несмотря на полноту воды, он является ее Повелителем или главенствующим Дэватой над водами, так и Брахман, с атрибутами или без атрибутов, является, несмотря на эти атрибуты, Повелителем или главенствующим Дэватой над всеми атрибутами. Каждый атрибут несет в себе вечное свидетельство бесконечного числа атрибутов Той, в Ком находятся все атрибуты (Гунамайи).
Поэтому сказать, что Она не имеет атрибутов, значит показать свое невежество. Проявления Шакти в формах (Мурти) Дэвов, Данавов и людей означают не что иное, как распространение (Виштара) атрибутов, принадлежащих той, кто владеет тремя гунами. Привязанность, расположение, постоянство, мир, самоконтроль, терпение, ошибки, наслаждение, освобождение, преданность и тому подобное — все это не что иное, как Шакти. Стр. 414 Спасибо языку того, кто говорит, что Она бессознательна. Та, в чьей субстанции существуют слух, мышление, движение, зрение и другие акты сознания. Имеет ли спрашивающий язык или не имеет — будет понятно другим, но не ему самому. Однако и он должен понимать, что если у него нет языка, то с чьей помощью он спрашивает: «Есть ли у меня язык?»
Точно так же и сторонник теории того, что Шакти бессознательна (Джада), должен, по крайней мере, спросить себя, под чьим влиянием земные Дживы становятся сознательными? Если Шакти не является сознанием, то по чьей милости я обладаю способностью спрашивать, является ли Шакти сознательной или бессознательной? Я не знаю, какое суровое наказание за какие ужасные преступления, совершенные в предыдущих рождениях, поражает человека настолько, чтобы заставить его сделать такое бредовое заявление, как то, что «Шакти бессознательна». Он говорит это о Шакти, лучи луны сознания которой мощно проявляются в каждой вене, каждой артерии и в каждом атоме тела Дживы. Шастра говорит: «О Дэви, без знания Шакти нирвана не может быть достигнута». Неужели ты думаешь, Джива, что обретешь знание Шактитаттвы, которое ведет прямо к освобождению в нирване, только благодаря тому, что ты великий полемист и не обладаешь богатством садханы, накопленным во многих предыдущих рождениях?
Обладаете ли вы богатством, которому поклоняются Брахма и другие дэвы — сокровищем, которое вечно скрыто в хранилище сердца Садананды? Хари, Хари, Хари! Вы и я хотим обрести Ее силой разума, но мы не осознаем, что не в состоянии понять ничего сверх того, что Она, которая и есть разум всего разума, с должной рассудительностью дала нам понять. Не говоря уже о других, даже сам Шанкарачарья, о Садхака, играл в эту игру.
Когда Бхагаван Шанкарачарья, защитник доктрины майи, проповедник философии Веданты и жемчужина среди философов, прибыл в Каши, показав себя победителем во всех сферах; когда последователи других систем философии, раненные со всех сторон мощными стрелами его аргументов, были рассеяны и растоптаны, он, по какой-то неизвестной нам игре Матери Мира, начал, к безмерной радости общины Шайва, метать неумолимые молнии в сердце общины Шакта. Стр. 415 Он утверждал, что «ничто не существует как Шакти», кроме Шивы. Шакты же, которых он так жестоко притеснял, хотя и потерпели внешнее поражение благодаря аргументам, были непобедимы во внутреннем рассуждении. Однако они были крайне огорчены тем, что такой скептицизм (Настикавада) был провозглашен против Дэваты, которого они почитали. Кто, как не Она, обитающая во всех сердцах, может осознать глубину такой скорби в сердцах Садхаков? Шанкарачарья, однако, не мог понять этого тогда, ибо его идеи не шли дальше представления о том, что «Каши (Город Бенарес) принадлежит Шиве». Ему даже не было известно, что существует и Владычица (Адхишвари) Каши. Поэтому трон Той, кто в действительности является Шакти, был сдвинут, чтобы успокоить муки сердец Садхаков и приподнять завесу заблуждения, опустившуюся на Шанкарачарью, воплощение преданности (Бхактаватара).
Однажды Шанкарачарья, после неустанной беседы, длившейся до полудня, лежал изможденный на гхате Маникарника, мысленно наслаждаясь своим триумфом в опровержении доктрины Шакти (Шактивада). Тут он увидел, что к гхату медленно приближается безмятежная девушка (Ступени, ведущие вниз к реке), несущая небольшой кувшин. Шанкарачарья лежал головой на юг, а ногами на север, таким образом, полностью преграждая путь. Подойдя к нему, девушка очень кротко сказала: «Бхагаван, пожалуйста, подними ноги, чтобы я могла наполнить свой кувшин водой и уйти». Шанкарачарья сказал: «Мама, ты можешь перешагнуть через меня. В этом нет никакой вины». Девушка ответила: «Как это может быть? Ты же Брахман. Как я могу переступить через тебя?» Шанкарачарья, гордый своими знаниями, сказал: «Мать, ты невежественная женщина, и в этом ты обычная девушка. Брахманы, Кшатрии, Вайшьи, Шудры, женщины, мужчины — все эти различия лишь порождение нашего невежества (Аджнана). Стр. 416 В глазах мудрых все есть в духовном смысле, в сущности, Брахман. Ты можешь пройти мимо меня и не совершишь тем самым никакого греха». Девушка выглядела сильно опечаленной и сказала: «Господи, ты ведь сам сказал, что я невежественная женщина и не компетентна в таких духовных знаниях (Таттва-Джнана). Я ни в коем случае не могу переступить через Брахмана. Будь добр, подними свои ноги, чтобы я могла пройти». Шанкарачарья был недоволен и сказал: «Мать, я уже много раз сказал тебе, что делать, но ты не слышишь меня? Мое тело очень устало, и, кроме того, внезапно я почувствовал, не знаю почему, как будто у меня нет шакти (силы) даже для того, чтобы поднять ноги». Девушка, которая, казалось, была несколько напугана, сказала: «Абсолют, прости меня. Если бы я только знала, что у тебя нет шакти, чтобы сделать это, я бы никогда не попросила тебя поднять ноги. Я — та, кто не в состоянии понять твое духовное знание, и, как следствие, неоднократно беспокоила тебя, боясь переступить через Брахмана. Если бы ты, вместо того, чтобы говорить о духовном знании, сказал мне в самом начале прямо, что «у тебя нет шакти, чтобы двигаться», я бы сама подняла твои ноги и спустилась к воде. Как бы то ни было, если ты позволишь, я сама подниму твои ноги». Шанкарачарья был сильно удручен этими словами девушки и сказал: «Можешь делать, что хочешь». Тогда девушка подняла его ноги своими руками и отставила их в сторону, а затем спустилась к воде, наполнила кувшин и поднялась по ступеням. Шанкарачарья, который лежал распростертый от усталости, подозвал девушку и сказал: «Мама, я давно хочу пить, дай мне немного воды». Девушка улыбнулась и спросила: «Зачем? Ты лежишь на берегу, у воды. Как же так получается, что ты страдаешь от жажды?» Шанкарачарья ответил: «Сколько раз еще мне нужно повторять, что у меня нет шакти, чтобы подняться?» Тогда девушка закатила глаза (В удивлении и негодовании) и, заставив берега Ганги зазвучать от своего торжественным голоса, сказала: «Шанкара, не ты ли тот, кто игнорирует Шакти? Стр 417 Ошеломленный эхом этого проникающего в сердце торжественного звука, Шанкарачарья, который был подобен спящему ребенку, пораженному молнией, на мгновение закрыл глаза, а затем, в страхе открыв их, увидел, что в гневных глазах девушки играли волны такого невыносимого света, который мог исходить только от сотен солнц и лун. В этот миг когда он закричал: «Мать!» и с протянутыми руками бросился обнимать Ее ноги, игра этой наполненной игрой Дэви закончилась. Великий свет Той (Джйотирмайи), кто и есть сам Свет, явившейся в образе девушки, исчез. Никто, кроме того кто переживал схожие страдания, не сможет понять тьму, в которую погрузился Шанкарачарья после исчезновения этого света. Вершина гордыни Брахмаджнаны (Знание Брахмана), на которую он поднялся, была разбита вдребезги одним взглядом дочери Короля Гор (Дэви, принявшая этот облик перед философом), как вершина горы разбивается ударом молнии. Затем, как оступившийся слепой, как ребенок, потерявший мать, он громко заплакал и восклицая: «О, моя Мама, куда же Ты ушла?», побежал к храму Аннапурны. Теперь сын матери принадлежал Матери Мира и пришел в храм Матери Жизни, восклицая: «Мать!» Хотя в этом не было ничего странного, но вид столь неожиданной перемены в Шанкарачарье, скептике в отношении Шакти, очаровал Шактистов величием Матери Жизни. Храмовый двор наполнился их возгласами: «Да здравствует Мать мира»! Окруженный со всех сторон собранием преданных Шакти, Шанкарачарья подошел к дверям храма Раджараджешвари (Королевы Королев) трех миров, Королевы (Адхишвари) Властителя (Ишвара) города Каши, и, дрожа от страха, после совершения столь тяжкого преступления, положил свою голову на алтарь стоп, которых касались головы Суров и Асуров, Адья Шакти, Матери мира. Затем, рыдая, он сказал: «О Мать Жизни, Шива способен поддерживать Свое господство только в том случае, если Он соединен с Шакти; в противном случае (если Он отделен от Шакти) Он не может не только поддерживать Свое господство, но даже двигать Своими глазами (чтобы поддерживать Свое собственное существование).

Поделитесь =)