Стр. 406 Отношения между обладателем шакти и Шакти такие же, как между тем кто несет, (Вахана) и тем, кого несут. Это единственный подходящий ответ на данный вопрос.
В действительности же не существует таких двух вещей, как шакти и обладатель шакти. Нет ни доказательств, ни необходимости в существовании этих двух. Женское и мужское начало — все это Шакти. Тело, чувства, разум и Атма — все это проявления (Вибхути) Шакти. Читшакти (См. выше) как Атма, подобна солнцу, является уплотненной и объемной формой шакти; тогда как тело, чувства, разум и другие вещи, подобны лучам солнца, распространяющимся во все стороны, они являются лишь подвижными частями этой великой объемной шакти. Хотя солнце в действительности является энергией (Теджас) в своей сути, все же для общего понимания используются такие выражения, как «солнце обладает энергией» и «энергия солнца». Точно так же, хотя Атма — это сама Шакти по своей сути, но для того, чтобы Джива могла лучше понять это, Шастра использует такие выражения, как «Атма обладает шакти» и «шакти Атмы». Это единственное различие между Шакти и обладателем Шакти. В духовном смысле ничто не существует как обладатель шакти, кроме самой Шакти.
Даже форма Пуруши (Мурти), которую мы с вами, согласно нашему языку и пониманию, знаем, как обладателя шакти, является лишь другой или измененной (Викрити) формой Пракрити. Другие доказательства излишни. Сам Парамешвара, единственный и лучший Пуруша в мире (Джагадекапурушоттама), который обитает во всех Пурушах, сказал в Нирвана-тантре:
«Как деревья растут на земле и снова исчезают в ней; как пузырьки образуются в воде и снова исчезают в ней; как молния образуется в облаках и снова исчезает в них; так и Брахма, Вишну, Махешвара и другие дэвы в момент творения рождаются из тела этой безначальной и вечной Калики, а в момент растворения снова исчезают в Ней. О Деви, по этой причине, пока Джива не знает высшей истины (Таттва) в отношении Нее, Той, кто играет с Махакалой (Махакалавиласини), стремление Дживы к освобождению может вызывать лишь насмешки. Стр. 407 Только из части Калики, первозданной Шакти, возникает Брахма, только из части — Джанардана, и только из части — Шамбху. О светлоокая Дэви, как реки и озера не могут пересечь огромное море — то есть, какими бы сильными ни были их течения, все они теряют свое индивидуальное существование, попадая в огромное лоно моря, — так и Брахма и другие Дэвы теряют свое отдельное существование, попадая в необъятное и бесконечное существо Махакали. По сравнению с бескрайним морем бытия Кали существование Брахмы и других Дэвов — всего лишь малая толика воды, которая собирается в углублении, оставленном копытом коровы. Как невозможно впадине, оставленной коровьим копытом, сформировать представление о непостижимой глубине моря, так невозможно Брахме и другим Дэвам иметь представление о природе (Таттве) Кали. (Ибо Брахма, Вишну и Махешвара – это Дэвы, возглавляющие три периода творения, сохранения и разрушения; но кто может постичь своим умом природу (Таттву) той Кали, чьим игривым взглядом даже Махакала, для которого три периода времени — лишь три моргания Его трех глаз, проявляется в один момент и исчезает в другой?) Ни Брахма, ни Вишну, ни Махешвара не знают ее до конца».
«Они тоже рождаются в начале творения как Владыки творения, сохранения и разрушения и снова исчезают в Ней во время растворения. По этой причине только проявления Ее Пуруши (Мурти) могут привести к сваргам и другим мирам (Лока. Только Брахмамайи может дать освобождение (мукти)). Никто, кроме Нее самой, не может даровать освобождение нирваны. Юг — это область, где правит Яма, назначающий воздаяние порочным. Даже если великий грешник, дрожащий от страха смерти, произнесет хоть раз имя Кали, держа путь на юг, обладатель жезла воздаяния (Яма-дандадхара) в страхе (перед огромной силой имени Брахмана (Кали) пронзающей Брахманду) будет бежать во все стороны света (оставив свое место правления, южную область). Поэтому обитатели трех миров воспевают Ее имя как “Дакшина (Юг. Юг — это сторона смерти) Кали” (Рассеивающая страх юга). Стр. 408 Или же Ее называют Дакшина (Искусная) Кали, потому что Она дакшина или искусница в творении и разрушении даже Махакалы, Пуруши, который выше гун».
Только Викрити появляется и исчезает, тогда как Пракрити (Истинная природа, по сравнению с ее изменяющимися трансформациями или «тленным» (vikriti)) вечно неизменна. Поэтому Бхагаван снова сказал: «Только когда Пракрити достигает состояния Викрити, она видит три мира (созданные ею самой); И снова, когда Викрити достигает состояния Пракрити, Она не видит ничего (ибо тогда Она существует в форме Кайвальи (Состояние освобождения от всего феноменального существования)) — то есть, когда Викрити в форме дуалистической Брахманды исчезает в утробе Пракрити, существует только та монистическая Пракрити, в чреве которой содержится Брахманда, и, следовательно, не остается ничего, что можно было бы увидеть, кроме Нее Самой. В другом месте Шастры ясно сказано: «Пуруша — это всего лишь Викрити (Происходит от (см. выше)) Пракрити».
В Шактамала Чандрике сказано: «Брахма есть Шакти, Шива есть Шакти, Вишну также есть Шакти, и Васава (Индра) есть Шакти. Шакти лежит в основе всех остальных Дэвов. Без Шакти никто не в состоянии сохранить свое индивидуальное существование. О Ты, обладающий сильным разумом, знай, что Шакти — величайшая из всех».
В «Брахманда-тантре» говорится следующее: «Среди Вайшнавов одни медитируют на эту великую Шакти как на Кришну, двурукого и прекрасного со смуглой (Шьяма) кожей, а другие — как на мужа Лакшми, четырехрукого и спокойного. Она, которую одни шайвы видят пятиглавой, обнаженной, как пространство, и держащей трезубец, а другие — четырехглавой, с одной головой, и так далее, в соответствии с различными формами медитации, — эта великая Дэви Пракрити обитает в области (Мандала) Брахма-теджас (Сияющая энергия, которая есть Брахман). Великие йоги, единодушно практикуя йогу преданности (Бхакти), видят, что за всем стоит одна Пракрити. Как одно единственное солнце отражается в тысячах и тысячах форм в зеркалах, так и одна единственная Пракрити отражается в бесконечных формах в Своей собственной майе. Стр 409 Как, несмотря на существование различных упадхи (Очевидные ограничивающие условия), благодаря которым пространство (Акаша) узнается как пространство в горшке (Гхатакаша), пространство в комнате (Грихакаша), пространство, отраженное в воде (Джалакаша), огромное пространство (Махакаша) и так далее, в действительности, нет никакой разницы в самом пространстве; так и, несмотря на существование бесконечного множества различных форм (Рупа), в действительности, нет никакой разницы в Той, кто есть сама бесконечность. Одна единственная Махавидья заполняет вселенную (Вишвамайя). Различны только имена.»
В Курма Пуране говорится: «Истина, которая является заключением всех Брахмавадинов (Тот, кто говорит о Брахмане и обращается к нему) в Ведах и Ведантах, — это то, что йоги видят как единое всепроникающее тонкое без атрибутов неподвижное и неизменное целое. Это высшее состояние Махадэви. То, что йоги считают бесконечным непреходящим единственным чистым Парабрахманом, который является высшим состоянием Махадэви. То вечное существование (Таттва) выше высочайшего вселенского великодушного и безупречного, которое находится в лоне Пракрити, является высшим состоянием Махадэви. То, что является белым, незапятнанным, чистым, безатрибутным и недуалистичным, то, что является лишь вопросом для реализации Атмы, это и есть высшее состояние Махадэви.»
Таковы слова Дэви в той же Пуране: «Мой высший аспект, субстанцией которого является сознание (Чинмайя) единое (Кевала) и чистое; бессмертное состояние, свободное от всех упадхи (Очевидные ограничения, смотрите выше), вечное, которое достижимо только благодаря знанию. Те, кто видит Атму как знание (Джнана), несомненно, познают Меня.»
В Дэви Агаме сказано: «что Махамайя, которая, в действительности, является сознанием и Парабрахманом, приняла различные формы из благосклонности к преданным Высшему.»
В Йогини Тантре сказано: «Тот, кто существует, пронизывая вишву (вселенную) как Дэва Вишвешвара, Сам является Вишвешвари, всепроникающей Дэви.»
«Какой бы шакти ни обладало что-либо, это — Деви Вишвешвари, а все эти вещи — Дэва Вишвешвара. Стр 410 Она, в полости каждого волоска которой постоянно исчезают миллионы Брахманд; Это Она, Та кто исполняет желания Садхаков, принимая различные формы в игре (ибо такова Ее доброта)).»
В Наваратнешваре сказано: «О, Дэви, Той, которая является абсолютным бытием, абсолютным сознанием и абсолютным блаженством, нужно размышлять как о женщине, или как о мужчине, или как о чистом Брахмане. Однако, в действительности, она не является ни существом мужского рода, — ни женского, ни бесполым существом (то есть она не привязана к какой-либо конкретной форме).»
«И все же, как калпалата (Лиана, исполняющая желания) называется женским именем, так и она тоже называется женским именем (Шакти — то есть от калпалаты можно получить все, что пожелаешь, будь то плод лианы (лата) или плод дерева, и в этом проявляется божественная (Дайва) шакти, превосходящая шакти лата (лианы) или дерева). И все же, как калпалата является латой (лианой) по форме, так и она принимает женскую форму (Стрирупадхарини), несмотря на то, что она есть все формы и выше всех форм.» Как форма лата (лианы) является настоящей формой калпалаты, несмотря на то, что она приносит плоды деревьев, так и форма Шакти является Ее настоящей формой, несмотря на все мужские облики (Мурти), такие как Дэвы, Данавы и другие, которые являются лишь ее формами (Рупа). В дуалистической или недуалистической игре в форме Брахмана или в форме Дживы женщина является шакти, а мужчина — шакта. Шакти это та, к кому обращаются, а Пуруша – это тот, кто обращается. Это последний шаг садханы, высшее состояние духовной реализации (Прапти).
Хотя и мужской, и женский — оба Ее аспекты, Ее шакти естественным образом проявляется больше в женской, чем в мужской форме, и это является причиной различия между почитающим и почитаемым (Женский принцип называется шакти, потому что в нем проявлено больше шакти, чем в мужском принципе. Как сказано в Мундамала Тантре: «Где есть женщина (шакти), там есть я». По той же причине женщина почитается мужчиной.), и именно из-за этого большего проявления женщин называют «шакти.» Отсюда не следует, что шакти в меньшей степени присутствует в таких проявлениях (Мурти), как Шива, Кришна, Рама, Сурья, Вишну, Ганеша и так далее. Ибо, хотя эти проявления, на самом деле, являются мужскими, они не связаны с мужской формой. Они просто формируются в игре Той, кто есть сознание в проявлении сознания. Стр 411 Если Садхака, обращающийся к форме Кришны, желает увидеть его в облике Кали, то Бхагаван, исполняющий желания преданных Высшему, обязательно предстанет перед ним в этой форме.
Cама Радхика, притворившись (Абхиная), что боится Аяны (Супруг Радхики), предоставила свидетельство этой совершенной Шакти Бхагавана (Этот момент не совсем ясен. Ибо история гласит, что Кришна принял облик Кали из-за страха перед Айяной). Именно об этой силе совершенной Шакти в женской форме сама Махешвари сказала в Дургагите Мундамала-Тантры:
«Это я — Радхика в Голоке, Камала в Вайкунтхе, Савитри и Сарасвати, главная Дэви речи в Брахмалоке. Это я — Парвати на Кайласе, Джанаки в Митхиле, Рукмини в Двараке и Драупади (Что касается этих имен, смотрите выше) в Хастинапуре. Я есть Сандхья (Олицетворение утренних, полуденных и вечерних практик (смотрите Введение в Тантра Шастру)) и Гаятри, Матрь Вед, объект обожания всех дваждырожденных. Cреди Йог я — Пуша, среди цветов я — черная Апараджита (Цветок клитория), среди листьев я – лист баэля (Cвященный для Шивы), среди питх я — Йонипитха (Кампур в Ассаме (смотрите Введение в Тантра Шастру), я — Махавидья, сформированная из Хари и Хары (Вишну и Шива), и я также Та, кого почитают Брахма, Вишну и Шива. О, Повелитель, о, Шанкара (Шива), только благодаря моей особой благосклонности Дживы могут познать меня (что еще сказать, о, мой муж!); где есть Шакти (женщина), там есть я. О, Махадэва, знай наверняка, что именно таким образом меня лучше всего созерцать. Кто оставляет этот путь Шакти и идет по другому пути в поисках Меня, тот выбрасывает драгоценность, которая находится на его ладони, и бежит за кучей пепла.»
Таково указание Шастры. Если после этого кто-то из вас захочет решить этот вопрос путем глубокого понимания в свете науки или философии, то и в этом случае следует признать, что нет никакой Шакти или обладателя Шакти, кроме Шакти Атмы, которой руководствуются тело, чувства, разум и жизнь (Прана).