Стр 388 Теперь, вместо того, чтобы пребывать во тьме, он погружается в море бытия, сотворенного из света, сияющего блеском ста крор осенних лун и прекрасного в своем блаженстве. Убаюканный на коленях матери жизни волнами своих эмоций и любви, он играет и теперь видит, что Майя больше не существует как Майя, она стала матерью Майямайи (Мать, чья субстанция — майя). Поэтому я сказал, что, в соответствии с обычаем развлекать беременную мать садхой (Садха — это развлечения матери на восьмом или девятом месяце беременности, чтобы ни один каприз в еде не остался неудовлетворенным), вся садхана (Смотрите Введение в Тантра Шастру) и бхаджнана в самсаре — это всего лишь еда, предложенная Пракрити для Ее садхи. При подготовке к этому развлечению необходимо лишь понять, что эти бесконечные миллионы Брахманд зарождаются Шакти Брахмы или Шакти, которая есть Брахма; что питание ребенка в утробе происходит через Вишнушакти или Шакти, которая есть Вишну, и что роды вызываются Шивашакти или Шакти, которая есть Шива.
Шакти, в которой преобладает влияние гуны раджаса, является причиной творения мира Джив; Шакти, в которой преобладает влияние гуны саттвы, является причиной его сохранения; Шакти, в которой преобладает влияние гуны тамаса является причиной его разрушения — то есть освобождения от оков Майи. Изменение в творении, происходящем от Брахмашакти, невозможно, так что любое желание Дживы изменить физическое творение посредством обращения к Брахмашакти или Брахмамайе бесполезно; но если обращение направлено к другому объекту, это совсем другое дело. В текущем состоянии каждая Джива имеет дело с Вишнушакти или Вишнумайей. Вопрос об уничтожении раджас гуны и тамас гуны может возникнуть только в будущем состоянии, когда с помощью садханы и бхаджаны, практикуемых в настоящем, будет развита саттва гуна. Только тогда человек становится полностью компетентным для обращения к Шивашакти, Разрушительнице бед сансары.
В своей основе, тамас гуна, с помощью которой Она, как Авидья, создает сансару, снова разрушается во время Ее великого растворения Самой Себя в Своем аспекте Шивашакти как вечного знания и блаженства; но эта способность обращения возникает только с приобретением совершенства в саттва гуне. Стр. 389 Все наставления Шастр предназначены для развития саттва-гуны в тот период, когда Джива живет в лоне авидьи, одолеваемая раджасом и тамасом. Поэтому, объясняя Майя-таттву тем, кто обрел необходимую для садханы компетентность, Шастра в большинстве случаев называет Майю Вишну майей, которая властвует в настоящем состоянии, а не Брахма майей или Шива майей, чья деятельность касается прошлого и будущего соответственно. Причина, по которой Шастра делает это, заключается в том, что непосредственное знание Дживы о Майе (Майя – таттва) должно быть получено из настоящего проявления Ее силы в сансаре.
Под Вишну майей или Вишну шакти не подразумевается Майя или Шакти, подчиненная Вишну. Те Вайшнавы, которые плохо относятся к Шакти, вероятно, откажутся понять это; но мы говорим, что независимо от того, понимают это Вайшнавы или нет, сам Вишну в Своей битве с Мадху и Кайтабхой понял, подчиняется ли Шакти Вишну или Вишну подчиняется Шакти, и заставил других также понять это. Если коротко, о Вайшнавы! То представление, которое вы имеете о «двойственном» существовании Шакти и обладателя Шакти, или Майи и обладателя Майи, ошибочно. В действительности аспект Вишну – это всего лишь аспект, принятый Ею, Той кто есть Майя или Шакти.
Опять же, в некоторых сообществах, гордящихся своим Вайшнавизмом, сегодня можно услышать, что Бхагавати — великая Вайшнави. «Служить как самому себе» (служить Высшему так, как служил бы самому себе) — таков вывод (идея) Вайшнава-шастры. Поэтому нам нечего сказать Вайшнаву, который считает, что Бхагавати — великая Вайшнави, потому что это понятие просто отражает его собственную природу. Кроме того, есть еще одно восхитительное несоответствие: если Мать Жизни считается Вайшнави, то Отец — духовным братом (То есть, Шива-отец должен быть Вайшнавом, если Деви — Вайшнави; а как Вайшнав, он же является духовным братом — то есть, одним из секты). Да будешь ты благословен, о Вайшнав! Браво твоему заключению! Живя в обществе людей, ты один осознал красоту этих отношений. Стр. 390 Если вы испытываете такое сильное желание назвать Махадева своим духовным братом, чтобы создать для вашей собственной общины прецедент (которому другие могут следовать), почему бы не относиться ко всем одинаково, от матери Брахмы, Вишну и Махешвары до матери самого маленького насекомого? Пусть Шакты и Вайшнавы объединят свои голоса в песне: «Джива есть Шива! Шива есть Джива!» Но тогда почему только Махадева? Все Дэвы, Адхидевы (Правящие Дэвы), Упадевы (Подчиненные дэвы), Данавы (Демонические существа), Манавы (Люди), и все существа в Брахманде предстанут детьми Джагаддхатри (Деви, поддерживающая Вселенную), которая порождает бесконечные миллионы миров (Брахманд).
Тогда не будет никаких других отношений, кроме отношений духа, так что три мира будут полны только духовными братьями. Скажи мне, о Вайшнав! Когда, по благословению Вайшнавов и милости Вишну, наступит день, когда ты осознаешь Шакти не как Вишну майю, а как Вишну? Шакти называется Вайшнави не потому, что Ею обладает Вишну, а потому, что Она — прародительница Вишну. Ганга (река Ганга) называется Бхагиратхи, потому что Ее почитал и перенаправил Бхагиратха. Причина того, что Ее называют именем Бхагиратхи, не в том, что Она, которой даже Брахма и другие дэвы редко могут поклоняться, находится под защитой Бхагиратхи, а в том, что, побуждаемая нежным желанием «называться матерью Бхагиратхи» и для того, чтобы увековечить в трех мирах безмерную славу Бхагиратхи, это сокровище преданных, Мать вселенной, обитающая на голове Шанкары и рассеивающая печали Сансары, из любви к Своим почитателям возвестила трем мирам о величии преданности, проявленной к Ней, приняв имя Бхагиратхи.
Подобным же образом, несмотря на то, что Она является прародительницей Брахмы и других дэвов и Матерью вселенной, Она провозгласила Свои шакти творения, сохранения и разрушения, приняв имена Брахмани, Вайшнави и Махешвари. Она родилась как Брахма, Вишну и Махешвара и снова стала их Матерью. Стр. 391 Если вы называете Ее зависимой, то Она зависит только от Себя. Если вы называете Ее покровительницей, то Она не покровительствует никому, кроме Себя. Поэтому нет никакой возможности причинить Ей вред тем, что может быть сказано о Ней. Однако, что мы можем сделать, так это идти по пути ведущиму в низшие миры. Поэтому я говорю: «Садхака, остерегайся! Огради себя от всех этих опасных представлений».
Другое имя Матери Жизни- Брахмамайя. Это тоже дает возможность недоброжелателям возразить, что Та, Кто есть Брахман, никогда не может быть Брахмамайей. Если Она — Брахмани, то почему же Ее называют Брахмамайей? Она вполне могла бы называться Брахманом. В ответ на это возражение мы не станем, пересказав всю Рамаяну, переходить к рассказу о Сите (повторять которые — бесполезное занятие). Неудивительно, что человек, чья природа – пребывание в неведении, будет введен в заблуждение Ее майей, которая иногда вводит в заблуждение даже Брахму и других Дэвов, горячо преданных Ей. Садхаки, стремящиеся к духовному знанию (Букв.: искатели таттвы), должны, однако, знать, что как четки состоят из золота (Сварнамайи), изображения состоят из глины (Мринмаи), Ганга (Река Ганга) состоит из воды (Джаламайи), а солнце — из света и тепла (Теджамайи), так и субстанция Матери мира – это Брахман (Брахмамайя). Слово Брахмамайя образовано путем добавления суффикса майя к слову Брахман в значении «собственная форма» (Сварупа).
То, что является Ее «собственной формой» — это Брахман; или то, что является «собственной формой» Брахмана — это Она. Даже будучи воплощением Брахмана, Она, в действительности, выше всех гун, и поэтому Ее называют Брахмамайей. Ее руки, ноги и другие части тела, ее одеяния, украшения и средства передвижения, члены ее семьи и т.д. — все это «собственная форма» Брахмана, и поэтому Она — Брахмамайя. Значение термина Брахмамайя — не «Тот, кто пронизывает Брахмана» (Брахмавайпини), а «Тот, кто есть Сам Брахман» (Брахмарупини). Брахман пронизывает вселенную, но в Арья Шастре не упоминается ничего, что может пронизывать Брахмана.
Из всего, что мы до сих пор говорили на тему Шакти Таттвы, садхаки наверняка поняли, что шакти, к которой обращаются обладающие дурными наклонностями Шакты и Вайшнавы, — это не та же самая шакти, о которой говорится в Тантра Шастре.
Стр. 392 Радха, Лакшми, Сита, Рукмини, Савитри, Сарасвати, Ганга, Гаури, Ганеша (Радха, возлюбленная Кришны; Дэви Лакшми; жена Рамы; жена Кришны; жена Брахмы; Деви Сарасвати; река Ганга (считается Дэви); слоноголовый Дэва, сын Шивы), Сурья, Шива, Вишну, Индра, Чандра, Вайю, Варуна, Дэва, Данава, Гандхарва, Киннара, Якша, Ракша (Солнце; Шива; Вишну; Владыка дэвов; Луна как дэва; Владыка воздуха; Владыка вод; Дэва; и демоническая сущность), человек, зверь, птица, насекомое и вся бесконечная вселенная, которая полна всех этих движущихся и неподвижных вещей, есть Шакти по своей сути. Опять же, Радха, Лакшми, Сита, Сати и другие проявления Брахмана — это всего лишь игра кайвальи Махашакти. (то есть, игра единства в многообразии. Радха, Лакшми, Сита и Сати — это Махашакти, и поэтому они едины с Ней) В цитате, которую мы уже приводили в связи с уничтожением тысячеголового Раваны, садхаки получили представление о Сита таттве (сути Ситы, жены Рамы).
Здесь мы приведем несколько цитат для иллюстрации того, как Шастра поддерживает (в смысле не поддерживает) утверждение Вайшнавов, что Радхика – «служанка Шри Кришны», и их практику почитания Радхики с помощью пищи, вначале предложенной Шри Кришне. Из этой игры волн авторитета шастр садхаки составят представление об обширности и серьезной важности моря нектара Радха Таттвы (сути Радхи).
В «Дэви Бхагавате» (гл. iх) Шри Нараяна говорит Нараде: «В области Голоки (Обитель Кришны (см. Вишну-пурана, I. iii) Радхика прежде всего была почитаема Кришной, Параматмой, в Расамандале (прибежище, в котором разыгрывалась расалила) в день полнолуния в месяце Картик. Затем, по повелению Бхагавана, Ее почитали пастушки и пастухи, их мальчики и девочки, коровы и Сурабхи, царица коров. С тех пор Ее почитают обитатели Голоки, Брахма, Вишну, Махешвара и другие дэвы, а также муни, населяющие город бессмертных, всегда служат и обожают Ее с преданностью, с цветами и благовониями. Стр. 393 В этом мире Ей впервые поклонился Суяджна на священной земле Бхаратаварсы под руководством Бхагавана Махадевы. Впоследствии, по повелению Шри Кришны, Параматмы, Ей стали служить обитатели трех миров».
Во второй Ратре (прим.1, Гл. 2.) Нарадапанчаратры говорится: «Как Шри Кришна, который в действительности является Брахманом, находится выше Пракрити и свободен от привязанности (Нирлипта), так и Радхика, которая в действительности также является Брахманом, находится выше Пракрити и свободна от привязанности. Как ради работы, которую необходимо выполнить, Он временами принимает формы с атрибутами, так и Махапракрити Радхика с той же целью временами принимает форму грубой Пракрити. В грубой форме эта тонкая Пракрити живет силой йоги, в жизненности (Прана, жизненный принцип), языке, интеллекте и разуме Шри Кришны, Парамешвары. Нарада! Временами кажется, что Она появляется и исчезает из мира, образованного майей; но на самом деле Она не рождается и не зависит от действий какого-либо другого существа или человека. Подобно Бхагавану Хари, Бхагавати Радхика также вечна и истинна по сути. О Муни! Махашакти, которая управляет жизнью Бхагавана Шри Кришны, предстает как Радха, а Та, что управляет Его языком — Сама Сарасвати. Та, кто управляет Его интеллектом — Дурга, разрушительница зла, которая сейчас воплотилась как дочь Гималаи, короля гор, уничтожителя врагов Дэвов, который, явившись в виде массы энергии (Теджас) всех Дэвов, сокрушил расу Дайтьев (Титанов), и вернул Дэвам верховную влать в высшем мире; Именно она владеет тремя мирами, проявляется как голод, жажда, милосердие, сон, довольство, питание, прощение, стыд и ошибка, правит всеми Дживами и, в частности, как Савитри, управляет сердцами брахманов. Именно из левой стороны Радхики появилась Махалакшми, Она — Дэвата дарующая богатство (Айшварья, та, что составляет суть Ишвары (см. постскриптум) Ишвары. Из части этой Махалакшми появилась рожденная в море (Синдхувала, вышедшая из моря) Камала, которая возникла из молочного океана во время его пахтания.