Стр. 376
ГЛАВА IX
ШИВА И ШАКТИ
Садхака, ни одна Шастра или сообщество практиков не отрицает того, что Атма, которая есть Шакти, является Брахманом. Среди тех, чье знание состоит только из различий, существуют разногласия в отношении трех слов Атма, Шакти и Чайтанья (То есть, душа, сила и интеллект или сознание соответственно). На санскрите слово Атма — мужского рода, слово Шакти — женского, а слово Чайтанья — среднего. Поскольку между этими тремя именами существуют половые различия, то и между ними по сути также существуют различия: Брахма, Вишну и Махешвара — мужского рода, Шакти — женского, а Чайтанья или Брахман — среднего. Поскольку в безатрибутной Читшакти нет возможности для различия видов, Шастра обозначила Чайтанью или Брахмана как средний род. Опять же, из-за различий в формах, в которых проявляются шакти воли, шакти знания и шакти действия (Ичха шакти, джнана шакти, крийя шакти), Шастра называет Дэва мужчиной, а Дэви женщиной, в соответствии с мужским или женским принципом, присущим всем на свете отцам и матерям, начиная от исконных Отца мира и Матери мира. Это не просто фантазия авторов Шастр; это лишь констатация того, что действительно является истиной. Женственность и мужественность существуют везде, где есть описание сохранения, творения и разрушения, вызванного майей, через союз двоих. Нейтральное состояние, или состояние за пределами мужского или женского, существует, когда описывается аспект, который выше майи. Говорить о нейтральном состоянии не означает полного отсутствия мужского или женского начала; это означает лишь не проявленное или неразвитое состояние этих начал (Шакти). Даже в телах андрогиннов в жизни мы видим присутствие как мужских, так и женских признаков. В некоторых случаях тело андрогинна больше похоже на мужское, а в других — на женское, разница лишь в том, что мужской или женский принцип не полностью развит. Стр 377
Из того, что говорится в Шастре о возникновении андрогиннов, следует, что когда ни мужской, ни женский принцип не может подчинить себе другой, создается бесполое существо, в котором два принципа существуют в состоянии равновесия. В Шарадатилаке (Смотрите также в отношении процесса сексуального союза, глава ii Матрикабхеда Тантры, глава i, Шактанандатарангини; Пранатошини, стр 29) говорится: «Избыток менструальной крови является причиной рождения существа женского пола, избыток семени — существа мужского пола, а равное количество крови и семени — бесполого существа. Это несомненно так».
В Матрикабхеда Тантре сказано: «Избыток крови Шакти (женской) в сравнении с семенем пуруши (мужским) приводит к рождению ребенка женского пола; противоположное приводит к рождению ребенка мужского пола и если кровь и семя в равных пропорциях — бесполого. Это несомненно так». Также было указано, какие пропорции крови и семени означают равенство в количестве.
«Во время произведения потомства в организме женщины и мужчины вырабатывается двадцать две (Смотрите Шарадатилаку) единицы менструальной крови и четырнадцать единиц семени соответственно. Это равные пропорции. Если есть избыток крови (то есть если двадцать две единицы крови смешиваются с менее чем четырнадцатью единицами семени), рождается существо женского пола, и если есть избыток семени (то есть если четырнадцать единиц семени смешиваются с менее чем двадцатью двумя единицами крови), рождается существо мужского пола; а если вышеупомянутые значения единиц крови и семени остаются в равной пропорции, рождается бесполое существо».
Даже при таком равном соотношении, если есть превышение (Предполагается, что равенство сохраняется до тех пор, пока разница не достигнет одной полной единицы) числа на полединицы, так или иначе, это приводит к появлению женских или мужских признаков в теле андрогинна; и согласно этим признакам бесполое существо может быть или женским бесполым или мужским бесполым. Но Шастра, которая отмечает только результат, отказалась от этой бесполезной классификации и обычно рассматривает всех бесполых существ как равных. Тем не менее, хотя различие между мужским-бесполым и женским-бесполым существами не имеет разницы в плодах, есть некоторая разница в корне и в цветке; в противном случае, разница вообще бы не появилась. Стр 378 В корне есть разница между количеством крови и семени, а в цветке — различия физические, ментальные и функциональные. У андрогинна, чье тело похоже на мужское, развиваются преимущественно мужские склонности, а у андрогинна, чье тело похоже на женское — преимущественно женские склонности. Подобно тому, как мужское и женское начала существуют в неразвитом виде в бесполом существе, а их развитые формы являются мужскими и женскими сущностями, так и принципы Шакти и Шивы существуют непроявленными в Брахмане, а их проявлениями являются Ума и Махешвара, Лакшми и Нараяна, Радха и Кришна, Сита и Рама и так далее. Кроме того, тот блаженный Брахма аспект Шивы и Шакти, где они проявлены и в то же время не проявлены, и неотделимы друг от друга, и к которому можно обращаться только как к недифференцированной массе сознания и блаженства — этот аспект есть Махавидья, изначальное и безначальное начало, к которому обращаются Брахма и другие Дэвы и которого ищут три мира.
Возможно, занимаясь темой садханы, мы сможем представить вниманию садхаков набросок части того аспекта, в котором блаженство играет свою полную роль и который является монистическим, вечным и находится выше майи. Здесь следует понимать, что Чайтанья (Сознание) есть ничто иное, как Шакти, хотя само по себе слово среднего рода. Для этого мы процитируем одну сутру из Тантра Шастры, в которой утверждается всепроникающий аспект Брахмана. В Нирвана Тантре (Не следует путать с Маханирвана Тантрой) сказано:
«В Сатьялоку (Смотрите Введение в Тантра Шастру) Махакали и Маханидра живут, неразрывно обнимая друг друга. Та вечная Шакти, обладающая сиянием луны, солнца и огня, вместе взятых, и соединенная с вечным Пурушей, существует как гороховое зернышко. (То есть, они прикреплены друг к другу как две половинки горохового зерна). Как зерно гороха покрыто внешней оболочкой, так и Она покрыта Своим собственным покрывалом майи. Cтр. 379 Как оболочка зерна гороха темна и тверда по сравнению с ее блестящим и мягким содержимым, так и майя, диссонирующая со своими тремя гунами, темна и тверда по сравнению с Шива-Шакти, полной блеска и мягкой от высшего блаженства. Как целое, состоящее из двух половинок и оболочки, называется зерном, так целое, состоящее из Шивы-Шакти и майи, называется Брахманом. Обычному наблюдателю, ведущему наблюдение снаружи оболочки, кажется, что зерно гороха содержит только одну вещь, но тот, кто может видеть сквозь оболочку, обнаруживает внутри этого зерна две половинки, обращенные друг к другу и неразрывно связанные друг с другом. Точно так же тот, кто судит о Брахма-Таттве через майю, находит Брахмана единым. Однако перед глазами опытного Садхаки, адепта такого знания (Таттва), который осознает обманчивый характер майи, проявляются оба Его аспекта — Шива и Шакти, исполненные высшей любви. Как искры вылетают из горящего костра, так и Дживы, составляющие части Ее тела, вылетают из конечностей светящейся Дэви в бесконечные миллионы Брахманд (проявленных вселенных)».
Мужская и женская формы, отличающиеся друг от друга, независимо от того, предстают ли они в аспекте Ишвары или Дживы, являются лишь инструментами в дуалистической игре. Они отличаются только как инструменты, но не как агенты. Агент одинаков для обоих инструментов, и это Атма или Шакти. Опять же, как в телах мужчин и женщин, так и в телах андрогиннов Атма или Шакти также является главенствующим Дэватой. Таким образом, получается, что тела мужчин, женщин и андрогиннов в равной степени являются полем игры Чит-Шакти. Другой альтернативы нет. Крайне ошибочным является вывод, что поскольку слова, оканчивающиеся на суффикс «кти», женского рода, то Шакти всегда должна относиться к женскому телу и не иметь никакого отношения к мужскому.
Но тогда можно спросить, почему слово Шакти означает только женское начало? На этот вопрос мы будем обязаны, насколько это будет в наших силах, дать подходящий ответ в соответствующем месте. Здесь же мы скажем только одно: слово Шакти, означающее женский принцип, есть Йогарудха (То есть слово, которое имеет как этимологическое, так и специальное или обычное значение, но используется только в последнем смысле. Так например, панкаджа, которое этимологически относится к тому, что «рождается в грязи», используется только в отношении конкретной вещи — лотоса, синонимом которого оно является) ибо, по сути, Шакти есть то же самое, что и Пракрити, а мужские и женские существа — лишь измененные формы этой Пракрити. Стр. 380 То, что Шакти принимает мужскую форму для целей творения — это всего лишь спектакль. По завершении игры Сансары Махашакти снимет эту форму и будет существовать в своей собственной форме. Таково заключение тех, кто убежден в абсолютной Маха-пралайе (Пралайя (растворение вещей), после которой нет творения). Но аргументы и авторитеты в пользу этой точки зрения очень слабы.
Поэтому Тантра Шастра считает, что аспект Пуруши (Буквально, «часть» (Шакти) — то есть, Шакти творения. Пуруша здесь используется не в санкхьяистском смысле, а в смысле мужской стороны творения. Согласно индуистским представлениям, именно мужчина творит; материнская сторона – это поддержание — адхара) является причиной рабства, состоящего в привязанности к сансаре, а аспект Шакти — причиной освобождения (В той мере, в какой Шакти представляет собой высший неподвижный Брахман, а Пуруша, Дакшина-шакти — его проявление (Махакала-тантра) или прекращения привязанности к сансаре. Нет никаких оснований для возникновения абсолютного великого Растворения (Махапралайя. Ибо карма вечна, и после пралайи существует в Брахмане в скрытой непроявленной форме, которая, пробуждаясь, становится семенем новых миров) потока миров. По этой причине вечны Ее творение, сохранение и разрушение, той, кто вечно блаженна. Вечно Ее рабство, также как и вечно Ее освобождение. В Ее вечной форме той, кто сама есть вечное освобождение, вечен и Пуруша как семя творения. Но в случае освобождения в форме совершенной нирваны Пуруша Шакти существует только для того, чтобы наслаждаться игрой блаженства. Волны творения больше не играют в Ней (То есть в освобождении (мукти) тот аспект Шакти, который является творящим, перестает творить, и остается только лилананди-мукти, игра высшего Абсолютного блаженства).
По этой причине, удерживая эту Шакти (То есть Пурушу) при себе как просто инструмент для игры, Махашакти, дарующая освобождение, стоит на ней и, потерявшись в наслаждении сладостью Брахма-блаженства, принимает роль блаженной женщины, покоряющей бездействующего Пурушу, или творящую Шакти Своими ногами (Хотя Он и был творцом, Он перестал творить). Она со взъерошенными волосами провозглашает победу освобождения и, простирая вверх руки, заверяет своих детей, которые напуганны ужасом существования, возгласом: «Не бойся, не бойся!» Стр 381 Та Пуруша, творящая шакти, — это Махакала и на его груди Та, кто рассеивает страх смерти, Та, кто радует сердце, Та, кто очаровывает ум Кала, играет в Свою игру Кайвалья. По этому поводу в Махакала Тантре говорится:
«Пуруша называется правым (Дакшина, потому что он является правой половиной тела) и Шакти называется левой (Вама, потому что она является левой половиной тела). Пока правое и левое, мужское и женское остаются одинаково могущественными, до тех пор сохраняется связывающее действие сансары. Когда в результате интенсивной садханы пробуждается левостороняя шакти, когда левая половина шакти одерживает верх над Пурушей, правосторонней шакти, и теряет себя в радости на Его теле (то есть когда обе части, правая и левая, наполнены Ее силой), тогда Она (кто есть чистое блаженство) дарует высшее освобождение (Махамокша) Дживе. По этой причине Мать Жизни, спасительница трех миров, называется Дакшина Кали. Подобно тому, как тело бесполого существа, представляющее собой непроявленное состояние как мужской, так и женской стороны, не возникает без союза мужского и женского, так и аспект Брахмана не появляется без присутствия в нем Шивы и Шакти, Отца и Матери Брахманды в непроявленном состоянии».
«Как бесполое существо не может дать жизнь ребенку, так и аспект Брахмана, который выше трех гун, лишен творящей, сохраняющей и разрушающей деятельностей. Но в его состоянии с атрибутами из него появляются Брахма, Вишну, Махешвара, Сурья, Ганеша, Савитри, Лакшми, Сарасвати, Гаури и другие формы, в соответствии с распределением гун, и как мужские, и женские факторы для управления этими гунами. Именно из этого аспекта Шакти происходит творение, сохранение и разрушение несметных миллионов Брахманд».
Из этого следует, что Брахма, Вишну, Махешвара, Рама, Кришна, Сурья и Ганеша, Радха, Лакшми, Сарасвати, Савитри, Дурга, Рукмини и кто бы то ни было, мужчина или женщина, кого вы можете упомянуть, — все это аспекты Шакти. Брахма является аспектом Шакти в Ее игре творения, Вишну — аспектом Шакти в Ее игре поддержания, и Махешвара — аспектом Шакти в Ее игре разрушения.